15 марта - Всемирный день прав потребителей
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей.
В этот день мировое сообщество стремится призвать представителей предпринимательства и бизнеса к добросовестному поведению и соблюдению прав потребителей, предусмотренных законом, что, без сомнения, способствовало бы развитию благоприятных экономических правоотношений государства и общества в целом.
Ежегодно Всемирная организация потребителей выбирает актуальную тему, которой посвящается празднование Всемирного дня в текущем году. Девизом Всемирного дня потребителей в 2022 году определена тема – «Справедливые цифровые финансовые услуги». («Fair Digital Finance»).
Цифровая сфера динамично развивается и совершенствуется. Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.
Банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы – многочисленные устройства самообслуживания, средства платежей, которые делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира.
Мобильный банк, интернет-банк – программные продукты, позволяющие пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона.
Все эти новые и удобные финансовые инструменты не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые, безусловно, нужно учитывать и минимизировать.
Развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р.
В рамках просветительской работы с населением Роспотребнадзор вносит свой вклад - повышению финансовой грамотности населения посвящены целые программы и федеральные проекты, среди них проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», в реализации которой активно участвует ведомство.
В условиях пандемии СOVID-19 цифровое развитие сферы услуг, в том числе финансовых, является безусловным преимуществом. Наши компьютеры и смартфоны предоставляют нам всё больше возможностей провести ту или иную сделку с использованием цифровых технологий и купить тот или иной продукт - это очень удобно, однако в таких условиях создаются и новые риски. Управление Роспотребнадзора по Курской области акцентирует внимание на наиболее актуальных проблемах, имеющихся на потребительском рынке финансовых услуг, а также механизмах обеспечения законности и справедливости на финансовом рынке.
О преимуществах и рисках цифровизации
К преимуществам цифровых финансовых услуг можно отнести их фактическую доступность и более быстрое и своевременное, по сравнению с традиционным способом оказания услуг, совершение необходимых транзакций. Эта доступность обеспечивается посредством таких инструментов как интернет-банкинг, электронные кошельки и т.п. Наиболее востребованными цифровыми финансовыми услугами являются: денежные переводы, оплата обязательных платежей, получение справок и выписок, оплата платежей по кредитам или ипотеке. Получение этих услуг чаще всего осуществляется с использованием личного кабинета или мобильного приложения.
Но вместе с удобством применения возникают и риски при пользовании цифровыми каналами, так как масштабный переход в «онлайн» создает угрозу утечки персональных данных, приводящих к финансовым потерям граждан, что в итоге несет за собой следующие последствия:
- снижение доверия к финансовой системе (в силу негативного опыта);
- рост закредитованности населения (в силу легкости получения услуг);
- исключение отдельных социально уязвимых групп из финансовой системы (из-за неспособности пользоваться цифровыми каналами вследствие отсутствия достаточных знаний, опыта и т.д.);
- большую уязвимость потребителя перед действиями третьих лиц.
Существование этих проблем обусловлено как недостаточным уровнем безопасности таких операций, так и низким уровнем цифровой и финансовой грамотности населения, ведущей к недооценке рисков и принятию финансовых решений, ухудшающих положение потребителя.
Кроме того, «виртуальность» в восприятии денежных средств, сочетающаяся с легкостью совершения финансовой операции (всего несколько кликов), может привести к росту числа ошибок и неверных действий с негативными финансовыми последствиями.
В таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества. Наиболее актуальными здесь являются недобросовестные практики со стороны киберпреступников и телефонных мошенников, посягающие на денежные средства и права потребителей. Распространенным явлением стали телефонные звонки гражданам от лиц, представляющихся сотрудниками банков, однако не являющихся таковыми, и незаконное получение ими доступа к платежной информации граждан - как результат злоупотребления доверием.
В качестве других проблемных моментов можно отметить массовое навязывание людям кредитов и обращение граждан к брокерским услугам в поисках эффективных способов инвестирования средств. В связи с тем, что финансовые организации зачастую не разъясняют клиентам, как максимально эффективно и безопасно пользоваться услугами, последние становятся объектом интереса для мошенников.
Чтобы минимизировать возникновение данных рисков, а соответственно и проблем, предлагаем гражданам, особенно старшего поколения, Роспотребнадзор призывает граждан придерживаться следующих рекомендаций:
- осторожно относитесь к заманчивым предложениям – первый ответ всегда должен быть отрицательным; возьмите паузу, чтобы обдумать предложение и принять решение с «холодной» головой;
- внимательно изучайте условия совершения сделок онлайн;
- обращайте внимание на точную сумму оплаты;
- не идите на неоправданные риски, например при осуществлении операций на биржах криптовалюты и ценных бумаг;
- детально ознакомьтесь со всеми документами перед совершением каких-либо действий на финансовом рынке;
- собирайте информацию о финансовых инструментах (при желании ими воспользоваться) из разных источников.
Роспотребнадзор в очередной раз обращает внимание предпринимателей, осуществляющих работу на территории Курской области, на необходимость уважения к закону и гражданам, и соблюдению потребительского законодательства во всех сферах деятельности, в том числе в сфере финансов.