Информация для потребителей о добровольном страховании при покупке проездных билетов

 

В Управление Роспотребнадзора по Курской области поступают жалобы потребителей на ООО «Региональное объединения автостанций» по вопросу страхования при покупке проездных билетов  на автовокзале г.Курска.

В этой связи считаем необходимым пояснить следующее.

Страхование пассажиров от несчастных случаев на время поездки автомобильным транспортом всех видов сообщения является добровольным, т.е. предусматривает волеизъявление потребителя на приобретение данной услуги.

Пассажиру, который не изъявляет желания приобрести услугу по страхованию, выдается обычный билет с указанием его стоимости, без дополнительных квитанций. Какие-либо дополнительные денежные средства с такого пассажира не взимаются.

На основании п.2 ст.16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» - запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются исполнителем в полном объеме.

За данное нарушение предусматривается ответственность по статье 14.8 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается.

Таким образом, заключение договоров добровольного страхования в принудительном порядке является нарушением требований Закона «О защите прав потребителей».

На основании вышеизложенного, покупая проездной билет для поездки в автобусе, необходимо внимательно изучить содержание билета, приложенные к нему документы и проверить стоимость проезда.

В случае продажи кассиром полиса добровольного страхования от несчастного случая без согласия потребителя, он вправе потребовать возврата денег и расторжения принудительно навязанного  договора страхования.

В случае неудовлетворения в добровольном порядке требования о расторжении договора страхования за потребителем остается право на судебную защиту, т.к. Федеральная служба Роспотребнадзора не уполномочена рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект удовлетворить требование потребителя.

В соответствии со ст. 17 п. 2 Закона и со ст. 28, ч. 7 и 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора. Согласно ст. 17 п. 3 Закона и ст.89 ГПК при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты

В соответствии со ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.