Итоги работы Консультационного центра для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области»за 2021 год

Дата публикации: пн, 28/02/2022 - 12:12

Консультационным центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» в 2021 году проводилась работа, связанная с оказанием консультационной и практической помощи по восстановлению нарушенных прав граждан в разных сферах потребительских правоотношений.

Для получения разъяснений по вопросам законодательства о защите прав потребителей к специалистам обращаются не только граждане, но и субъекты предпринимательской деятельности. Обращения поступают в рамках тематических «горячих» линий по телефону, на личном приеме, а также по электронной почте.

Всего зарегистрировано 2430 обращений, в итоге предоставлено 709 консультаций на личном приеме, 1676 консультаций – по телефону, 45 консультаций – по средствам электронной коммуникации.

Наибольшее количество обращений потребителей связано:

– с продажей некачественных товаров – 55%;

– с нарушением срока предоставления или оказанием некачественных услуг – 21,2%;

– с применением законодательства о защите прав потребителей и прочими вопросами – 23,8%.

Наиболее актуальными для потребителей продолжают оставаться такие сегменты потребительского рынка, как продажа технически сложных товаров (в т.ч. бытового назначения), продажа обуви, мобильных телефонов, мебели и одежды.

В сфере предоставления услуг наиболее часто встречаются нарушения в области финансовых услуг, жилищно-коммунальных, бытовых и услуг связи.

Специалистами Центра была оказана практическая помощь 96 потребителям в подготовке следующих документов: 51 претензии, 39 обращений в суд, 6 обращений в органы контроля.

В 76% случаев, после отказа в удовлетворении требований по сути претензии, потребителям для отстаивания своих прав пришлось обращаться в суд. Граждане обращались в суд по вопросам, возникшим при приобретении технически сложных товаров (в том числе бытового назначения), нарушению сроков поставки или продаже некачественной мебели, в связи с навязыванием дополнительных услуг финансовыми организациями, предоставлением некачественных бытовых услуг и т.д.

По результатам подготовленных документов потребителям было возвращено денежных средств на сумму 562698 рублей, удовлетворены требования по устранению недостатков в товаре.

Проведение товароведческой экспертизы также является действенным способом по разрешению спорной ситуации в рамках досудебного разбирательства. За экспертизой швейных и обувных изделий обращаются не только потребители, но и субъекты предпринимательской деятельности.

Всего было проведено 35 экспертиз о соответствии/несоответствии потребительских свойств товара требованиям нормативной документации.

По заявлениям потребителей подготовлено 32 экспертизы, в том числе 5 экспертиз одежды, 27 обуви. В трех случаях за экспертизой обращались субъекты предпринимательской деятельности для подтверждения факта возникновения дефекта в процессе эксплуатации. По результатам проведенных экспертиз потребителям возвращено 320630 рублей.

В рамках просветительской работы специалистами Центра было проведено 103 мероприятия различного формата (лекции, семинары, вебинары, беседы). Мероприятия по повышению правовой грамотности проводились для разных возрастных групп. Общее количество слушателей, посетивших мероприятия, составило более 1000 человек.

Осуществлялось информирование населения о правах и обязанностях как потребителей, так и хозяйствующих субъектов. Подавляющая часть информационных материалов (83,5%) размещены на различных сайтах в сети интернет, независимо от принадлежности, 16,5% - в печатных изданиях. Всего было размещено 207 информационных материалов, приуроченных к тематическому консультированию, проводимому в рамках «горячей линии» или актуальной теме в сфере защиты прав потребителей.

Специалистами осуществлялся мониторинг ситуации на региональном потребительском рынке по исполнению торговыми предприятиями обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации, в частности по определению наличия на товарах маркировки «Честный знак». Всего было обследовано 420 торговых объектов, осуществляющих розничную продажу товаров. Нарушения правил маркировки выявлены в 26 объектах. Информация о правонарушителях передана в Управление Роспотребнадзора по Курской области.