Итоги работы консультационного центра для потребителей за 2020 год
В 2020 году консультационным центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» проводилась работа по оказанию потребителям консультационной помощи по вопросам применения законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Для получения консультаций в различных сферах потребительских правоотношений к специалистам Центра обратились 2515 человек. Из них по телефону консультации получили 1815 человек, на личном приеме - 634, с использованием средств электронной коммуникации (электронная почта, соцсети) разъяснения по интересующим вопросам получили 66 жителей Курской области.
Анализ поступивших обращений показал, что наибольшее их количество связано:
- с продажей некачественных товаров (технически сложные товары, сотовые телефоны, мебель, окна, обувь и т.д.) – 52,7%;
- с оказанием некачественных услуг (финансовые услуги, ЖКХ, бытовые услуги и других) – 21,3%;
- число обращений по механизму применения законодательства о защите прав потребителей и прочим вопросам составило 26%.
Всем обратившимся за правовой помощью гражданам оказана помощь в подготовке документов, в т.ч. в рамках оказания бесплатной юридической помощи. Количество подготовленных претензионных документов для досудебного урегулирования спора между субъектами, осуществляющих торговую деятельность, и потребителями составило 61 документ. В целях судебного разбирательства оказана помощь в составлении 35 исковых заявлений в защиту прав потребителей. В 4-х случаях подготовлены обращения для проведения контрольно-надзорных мероприятий. В результате оказанной юридической помощи потребителям возвращены денежные средства в размере 500 тыс. рублей.
Одним из важных направлений деятельности консультационного центра является проведение товароведческой экспертизы. Экспертиза товаров легкой промышленности (одежда, обувь, меховые изделия, изделия из кожи и т.д.) проводится по заявлениям потребителей, а также субъектов предпринимательской деятельности. Всего специалистами центра было проведено 32 экспертизы о соответствии/несоответствии потребительских свойств товара требованиям нормативной документации в области защиты прав потребителей. По заявлениям субъектов предпринимательской деятельности подготовлено 3 экспертизы, по заявлениям потребителей - 29 экспертиз, в т.ч. 9 экспертиз одежды, 19 экспертиз обуви и 1 экспертиза товара народного потребления. По результатам проведенных товароведческих экспертиз в 31 случае выявлены производственные дефекты, и потребителям возвращены денежные средства, уплаченные за некачественный товар, в размере 174 047 рублей.
В 2020 году специалистами консультационного центра и пунктов принято участие в проведении 13 тематических «горячих» линий. Тематическое консультирование осуществлялось по следующим темам: оказание транспортных услуг (такси и карширинг); оказание услуг общественного питания; качество и безопасность детских товаров; соблюдения прав потребителей при продаже продовольственных товаров; организация детского отдыха и другим. Для охвата максимально широкой аудитории анонсы «горячих линий» размещались не только на ведомственных информресурсах, но и на официальных сайтах органов местного самоуправления, сайтах образовательных учреждений Курской области, в региональных СМИ, а также социальных сетях.
В рамках просветительской работы с населением было проведено 71 мероприятие. Семинары и лекции по повышению правовой грамотности проводились в образовательных учреждениях, в среднеспециальных учреждениях и среди студентов высших учебных заведениях. Совместно с Центрами социального обслуживания, Курским региональным отделением ООО «Союз пенсионеров России» им. И.Ф. Жукова организованы семинары для лиц пожилого возраста. На базе Курской областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева в 2020 году прошли «Правовой навигатор» и интеллектуальный марафон среди студентов ОБПОУ «Курский электромеханический техникум». Совместно с региональным центром финансовой грамотности Курской области в дистанционной форме проведены онлайн-семинары по вопросам «Защита прав потребителей финансовых услуг», «Банкротство граждан» и «Финансовое воспитание в семье».
Информирование граждан об их правах и обязанностях осуществлялось в виде публикаций информационных и методических материалов, затрагивающих такие сферы, как услуги ЖКХ, финансовые, туристские, бытовые, транспортные, образовательные услуги и услуги связи, продажа продовольственных товаров, технически сложных товаров, включая и мобильные телефоны, одежды, продажа строительных изделий и из драгоценных металлов, мебели, игрушек, а также при дистанционном способе продажи товаров.
Всего было подготовлено 80 информационно-методических материалов по различным сферам потребительских правоотношений, все они опубликованы на интернет-площадках различной принадлежности.
Деятельность консультационного центра по информированию потребителей об основных гарантированных законом правах и способах их защиты является важным фактором в повышении правовой грамотности населения и разрешении спорных ситуаций, возникающих между участниками потребительского рынка.