О действиях потребителей при некорректном поведении продавцов или исполнителей услуг

Дата публикации: ср, 30/09/2015 - 03:00

О действиях потребителей при некорректном поведении продавцов или исполнителей услуг

В Управление Роспотребнадзора по Курской области продолжают обращаться потребители по поводу грубости со стороны продавцов и исполнителей услуг (работ). Нередко конфликты доходят так далеко, что после скандала покупателю отказывают в продаже товаров. Имеют место факты, когда в торговое предприятие вызываются сотрудники полиции.

Действующим законодательством определен широкий круг обязанностей продавцов и исполнителей услуг, в части организации обслуживания. Так, например, Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителямии изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливая права потребителей наприобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) и определяет механизм реализации этих прав.

При этом, безусловно, законодательство подразумевает уважительное и корректное общение между потребителями и продавцами или исполнителями услуг. Некорректное поведение предметом отношений, регулируемых Законом РФ «О защите прав потребителей», не является и, следовательно, к компетенции Роспотребнадзора не относится.

Кроме прочего, отказывая потребителю в обслуживании, предприятие нарушает принцип публичности договора (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поскольку торговое предприятие или предприятие сферы услуг не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при возможности продать товар или оказать услугу.

Действующим законодательством установлен гражданско-правовой способ защиты прав, чести и достоинства граждан, который в соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет суд.

Потребитель вправе обжаловать незаконные действия сотрудника торгового предприятия в судебном порядке и потребовать в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсации причиненного работником данного торгового предприятия морального вреда.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации-ответчика;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.