О мерах по пресечению производства и оборота некачественной, фальсифицированной пищевой продукции на территории Курской области

О мерах по пресечению производства и оборота некачественной, фальсифицированной пищевой продукции на территории Курской области

(по итогам заседания Общественно-координационного совета при Управлении Роспотребнадзора по Курской области)

На минувшей неделе состоялось очередное заседание Общественно-координационного совета при Управлении Роспотребнадзора по Курской области. В работе совета приняли участие руководители и специалисты службы Роспотребнадзора, представители научно-медицинского сообщества, исполнительной власти региона, регионального Центра народного контроля, общественных организаций.

В качестве основного на повестку дня мероприятия был вынесен вопрос о взаимодействии органов исполнительной власти и общественных организаций в вопросах обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Курской области и пресечения поступления на потребительский рынок Курской области продукции с признаками фальсификации.

В течение 2014-2015 гг. управлением Роспотребнадзора по Курской области проводилась работа по исполнению целого ряда поручений Правительства Российской Федерации. По результатам внеплановых проверок, проведённых в рамках исполнения поручений, отмечается негативная тенденция увеличения количества фальсифицированных продуктов питания. Эта тема неоднократно поднималась Управлением Роспотребнадзора на межведомственных совещаниях и была подробно изложена на заседании координационного совета - в докладе заместителя руководителя Управления О.Д. Климушина.

В докладе прозвучал анализ результатов работы Управления в сфере надзора на потребительском рынке Курской области. Так, за последние два года Роспотребнадзором в ходе контрольных проверок и административных расследований , выявлено и пресечено около 5 тыс. нарушений законодательства, проинспектировано свыше 4 тыс. партий пищевых продуктов, из которых свыше 2 тыс. изъято из оборота (более 10 тонн). За выявленные правонарушения наложено 1780 штрафов на сумму более 4 млн. руб.

Докладчик отметил, что введенная в регионе, по инициативе Роспотребнадзора, система межведомственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов и здоровья населения в сопряжении с результатами надзора позволяет объективно анализировать качество и безопасность реализуемой продукции. Ежегодно в ведомственных лабораториях региона исследуется более 22 тысяч проб пищевых продуктов и пищевого сырья курских производителей и производителей из других субъектов России, а также импорта.

Подчеркнута значимость результатов мониторинга, как объективной и доказательной базы, позволяющей использовать их для принятия управленческих решений, в первую очередь с целью улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия населения региона.

Участники заседания обсудили сложившуюся в настоящее время ситуацию, когда в условиях наращивания объемов производства отечественными производителями имеют место нарушения технических регламентов производства продукции - если за весь период 2014 года было выявлено 115 фактов нарушения технических регламентов, то за 11 месяцев текущего года выявлено 293 таких факта.

Группами риска являются молоко и молочные продукты, масложировая продукция, водные биоресурсы, мясо и мясные продукты, соковая продукция.

География производителей, по продукции которых Управлением Роспотребнадзора по Курской области направлялись рекламации с требованиями принятия мер по устранению нарушений технических регламентов, весьма широка и, помимо регионов России, представлена такими странами как Украина, Белоруссия, КНР.

Присутствующие высказали единое мнение, что соблюдение технических регламентов в сфере производства и оборота такой социально важной продукции как молоко и молочные продукты, требует особой ответственности, поскольку эти продукты активно используются для питания детей, в том числе в организованных коллективах, пациентов стационаров больниц, контингента социальных учреждений и т.д.

И хотя фальсификация данных продуктов жирами неживотного происхождения не представляет непосредственной угрозы жизни и не вызывает немедленного (острого) повреждения здоровья потребителя, потребитель, между тем, намеренно вводится изготовителем в заблуждение относительно свойств продукта, его пищевой ценности. Кроме того, систематическое и длительное использование фальсифицированной продукции, например, в питании детей и ослабленных лиц (пациентов больниц, инвалидов и престарелых) может вызвать дефицит необходимых организму питательных веществ и витаминов, то есть опосредованно влечёт риск нанесения вреда здоровью человека.

За истекший период года в розничной торговле Роспотребнадзором выявлено 9 фактов фальсифицированной молочной продукции, в том числе в 2-х случаях она была импортной (Белоруссия). В 2014 году таких фактов было 33.

По всем фактам выявления некачественных продуктов применены меры административного воздействия к продавцам в соответствии с КоАП. Несоответствующая регламенту продукция в ходе проверок из реализации изъята, возвращена поставщику.

Позиция Роспотребнадзора, обозначенная в выступлениях специалистов службы, однозначна: производство и оборот фальсифицированной пищевой продукции, кроме обмана и введения в заблуждение потребителей, имеет признаки нечестной конкуренции на потребительском рынке, наносит серьёзный ущерб репутации предприятий, влекущий риски экономических и инвестиционных потерь для региона, создаёт угрозу продовольственной безопасности и предпосылки ухудшения медико-демографических показателей, как в регионе, так и за его пределами.

Учитывая социальную и политическую значимость мер эффективного реагирования на факты производства и оборота фальсифицированной продукции общественно-координационным советом принято решение продолжить дальнейшее развитие конструктивного взаимодействия с комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Администрации Курской области, общественными организациями по защите прав потребителей, прокуратурой Курской области и другими органами федеральной, региональной и муниципальной власти в сфере обеспечения защиты прав потребителей, максимально использовать полномочия заинтересованных органов власти и возможности общественного контроля для решения проблем в данной сфере; продолжить оптимизацию надзорных мероприятий путём повышения их качества и эффективности, с учётом приоритетов; продолжить работу в направлении повышения публичности результатов проверок, достигнутых в ходе них конкретных результатов.