О мерах по защите населения Курской области от последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Дата публикации: вт, 22/04/2014 - 04:00

О мерах по защите населения Курской области от последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Есть события, о которых нельзя забывать и не только потому, что они привели к человеческим жертвам, принесли значительный экономический, политический и социальный ущерб стране, представляли прямую угрозу здоровью людей, но и потому, что эти трагические события резко обозначили острые проблемы, которые следует решать, чтобы такие события не повторялись, а последствия не были столь тяжелыми.

К таким событиям относится авария на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года. Чернобыльская авария наиболее крупная в истории атомной промышленности привела к беспрецедентному выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду. МАГАТЭ охарактеризовало это событие как «величайшую ядерную катастрофу в истории человечества». В ликвидации аварии и её последствий участвовали и подверглись повышенному радиационному воздействию почти 190 тысяч человек.

В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС было загрязнено 4,5% территории Курской области (1324 кв. км).

Наиболее загрязненными оказались 166 населенных пунктов, находящихся в пяти северных районах Курской области, с населением 130641 человек. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 г. № 1582 «Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данные населенные пункты отнесены к зонам с льготно-экономическим статусом.

Работа по изучению и контролю доз облучения населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, санитарно-эпидемиологической службой области началась в 1986 году. С помощью передвижной радиологической лаборатории в период 1986-1989 гг. проводились измерения уровня внешнего гамма фона и определение плотности загрязнения почвы цезием-137. Результаты исследований показали, что загрязнение почвы техногенными радионуклидами носили очаговый характер. Однако вся территория области была загрязнена радиоактивным йодом, который распался через десять периодов полураспада, т.е. в течение первых трех месяцев. В северных районах области радиоактивное загрязнение произошло за счет выпадения, в основном, цезия-137. Полученные данные были проанализированы и картографированы.

С целью определения уровней содержания цезия-137 и стронция-90 в продуктах питания местного производства санитарно-эпидемиологической службой области проводились исследования проб продукции личных и общественных подсобных хозяйств всех населенных пунктов, в том числе, которые в последствии вошли в перечень населенных пунктов, отнесенных к зонам проживания с льготно-экономическим статусом. В первую очередь обследовались населенные пункты с наибольшим количеством проживающего в них населения и преобладанием песчаных и супесчаных почв, с высокими коэффициентами перехода радионуклидов из почвы в пищевые продукты. Полученные результаты не выходили за рамки гигиенических нормативов. Так же радиационный контроль проводился и за продукцией, поступающей из зон радиоактивного загрязнения Украины, Белоруссии.

Для более детального изучения ситуации на основании исследований пищевых продуктов и плотности загрязнения почвы цезием-137 регулярно проводятся расчеты среднегодовых эффективных доз облучения жителей загрязненных районов.

По итогам выполненных расчетов было установлено, что для всех населенных пунктов области среднегодовые эффективные дозы облучения (СГЭД90) не превышает 0,23 мЗв/год, что ниже гигиенического норматива более чем в 4 раза.

Для дальнейшего анализа и уточнения доз облучения населения в 2010 году определено ещё 18 населенных пунктов, не отнесенных Постановлением Правительства РФ к зонам с льготно-экономическим статусом. В 2011 году проведены расчеты среднегодовых доз облучения населения, проживающего на загрязненных территориях, с учетом населенных пунктов, определенных для дообследования. Полученные результаты согласованы с ФГУН «Санкт-Петербургский НИИ Радиационной гигиены им. П.В. Рамзаева». Установлено, что максимальная СГЭД не превышает 0,20 мЗв/год. Это свидетельствует о снижении дозы облучения населения загрязненных районов в 2,5 раза за период наблюдения 1993-2011 год.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время во всех населенных пунктах Курской области, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения, вся производимая пищевая продукция (в том числе: детского питания, реализуемая в дошкольных и школьных учреждениях, продукция в торговой сети, а также такие виды продукции как хлеб и хлебопродукты, овощи, фрукты и вода питьевая), соответствует гигиеническим нормативам.

Можно констатировать, что на сегодняшний день в результате работы по минимизации медицинских последствий аварии на Чернобыльской АЭС в стране в целом удалось решить целый ряд проблем:

- Создана нормативно-правовая база по большинству направлений преодоления последствий аварии.

- Организована и функционирует система радиационного контроля и мониторинга за продуктами питания, в том числе из личных хозяйств, питьевой водой, дозами облучения населения, условиями труда, быта, отдыха.

- Проведена значительная работа по установлению годовых и накопленных доз облучения населения. Разработана методика оценки средних годовых доз облучения критических групп населения, в том числе с учетом оценки доз различных (трех) возрастных групп детского населения.

- В районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания. Действует система социальной защиты пострадавшего населения.

- Создана система динамического наблюдения за влиянием воздействия малых доз на здоровье человека. Определены группы повышенного риска медицинских последствий аварии среди ликвидаторов и населения.

В настоящее время Управление Роспотребнадзора по Курской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области продолжает осуществлять радиационно-гигиенический мониторинг на территории области, в том числе и в загрязненных районах.

Анализ результатов аварийного реагирования на Чернобыльской АЭС, был использован при планировании защиты населения Дальневосточных регионов страны в случае неблагоприятного для Российской Федерации развития аварии на АЭС «Фукусима».

Таким образом, уроки, извлечённые из крупнейшей в мировой истории аварий на АЭС, позволяют продолжить работу над совершенствованием нормативно-методической и технической базами, в целях развития безопасности при использовании атомной энергетики.