О полномочиях органов Роспотребнадзора при рассмотрении обращений потребителей банковских услуг

О полномочиях органов Роспотребнадзора при рассмотрении обращений потребителей банковских услуг

В последнее время участились случаи поступления обращений граждан в Управление Роспотребнадзора по Курской области с жалобами на те или иные нарушения при оказании банковских услуг. За 10 месяцев текущего года зарегистрировано 141 обращение, 45 из которых содержат жалобы на непредоставление банковскими организациями по запросам информации после заключения договоров потребительского кредитования, и в этой связи - с требованиями о привлечении банковских организаций к административной ответственности по ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, считаем необходимым доведение до сведения граждан следующей информации.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности», кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В этой связи Управление Роспотребнадзора по Курской области не уполномочено запрашивать в кредитных организациях сведения, составляющие банковскую тайну, а также не вправе в административном порядке обязать банковские организации предоставлять заемщикам необходимую информацию и документы.

Кроме того, диспозиция статьи 14.8 КоАП РФ объединяет три состава административных правонарушений:

1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

2. Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.

При этом административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Нарушения, выразившиеся в непредоставлении банковскими организациями по письменным запросам потребителей информации по заключенным договорам потребительского кредитования, не могут быть квалифицированы ни по одному из трех составов статьи 14.8 КоАП РФ, в связи с чем привлечение Управлением Роспотребнадзора по Курской области банковских организаций к административной ответственности не представляется возможным.

Между тем, ст. 10 Федерального закона от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора после заключения договора потребительского кредита (займа) направлять в порядке, установленном договором, заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним:

- размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа);

- даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа) (размеры предстоящих платежей заемщика по потребительскому кредиту (займу) с переменной процентной ставкой определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом);

- иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа).

После заключения договора потребительского кредита (займа), предусматривающего предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, кредитор обязан направить заемщику в порядке, установленном договором потребительского кредита (займа), но не реже чем один раз в месяц, если в течение предыдущего месяца у заемщика изменялась сумма задолженности, бесплатно следующие сведения или обеспечить доступ к ним:

- размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа);

- даты и размеры произведенных за предшествующий месяц платежей и предстоящего платежа заемщика по договору потребительского кредита (займа);

- доступная сумма потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования.

После предоставления потребительского кредита (займа) заемщик вправе получать по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату информацию, указанную в части 1 настоящей статьи. Информация о наличии просроченной задолженности направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита (займа), но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Банк России.

С учетом изложенного, а также с целью сокращения сроков рассмотрения поступающих обращений, рекомендуем гражданам в части вопросов касающихся непредоставления банковскими организациями по запросам информации после заключения договоров потребительского кредитования обращаться с письменным заявлением, с приложением всех необходимых для рассмотрения обращения документов, в отделение по Курской области Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу (г. Курск, ул. Ленина, д. 83, тел. (4712) 70-06-60).