О пресс-конференции, посвященной Всемирному дню прав потребителей

Дата публикации: вт, 14/03/2017 - 16:11

 

 

Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций, отмечается в России ежегодно, начиная с 1994 года. По сложившейся традиции, в преддверии праздника,  14 марта в Курском областном Доме журналиста состоялась пресс-конференция Управления Роспотребнадзора по Курской области, посвященная заявленной в 2017 году теме «Права потребителей в цифровую эпоху».

 

На мероприятии были затронуты основные проблемы, возникающие в процессе развития и становления сегмента электронной торговли. До сведения представителей СМИ доведена информация о практике Управления Роспотребнадзора по Курской области в сфере защиты прав граждан – потребителей услуг торговли в информационно-коммуникационной сети Интернет на территории региона и ситуации в данной сфере в стране.

В ходе встречи с журналистами обсуждены конкретные случаи нарушения прав потребителей при пользовании электронными услугами, в том числе при покупке товаров через интернет,  пользовании электронными платежными системами и т.д.

Рассмотрены основные механизмы защиты своих интересов потребителями. Подчеркнута роль разъяснительной работы и широкого информирования  населения об особенностях Интернет-торговли. А также самообразования граждан путем изучения максимально возможного объема информации перед совершением интернет-покупок.

Повышение потребительской грамотности граждан, умение в полной мере реализовать свои права, защищать свои интересы в случае возникновения тех или иных противоречий – один из путей решения существующих в настоящее время проблем в указанной сфере. 

В адрес Управления Роспотребнадзора по Курской области за 2016 год из поступивших 1681 обращения на нарушения в сфере защиты прав потребителей по вопросам нарушений при дистанционном способе продаж в прошлом году поступило 18 заявлений, что составило 3% от общего количества жалоб на нарушения в сфере розничной торговли или 1% от общего количества заявлений и обращений, касающихся сферы потребительского рынка. В 2015 году зарегистрировано 25 письменных обращений.

Анализируя ситуацию можно сказать, что в нашем регионе в настоящее время дистанционные продажи занимают минимальную нишу в общем объеме розничных продаж. В целом по стране доля жалоб на нарушения в сфере дистанционной торговли составляла от 4,5% от общего количества обращений в сфере розничной торговли в 2013г., до 6% в 2015 году, т.е. намечается тенденция к увеличению доли нареканий потребителей на качество услуг дистанционной торговли.

Поступающие обращения, как правило, касаются вопросов возврата товаров ненадлежащего качества,  возврата одежды, не подошедшей по размеру,  нарушения сроков доставки товаров и иным.

Участники конференции были ознакомлены и с основными направлениями законопроекта, разработанного Федеральной службой Роспотребнадзора по поручению Правительства Российской Федерации и направленного на совершенствование правового регулирования в области правовых гарантий  защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги в сети Интернет. 

Он касается  не урегулированных на сегодняшний деньотношений в  сфере электронной торговли: речь идёт о так называемых товарных агрегаторах, которые не являясь реальными продавцами товаров или исполнителями услуг, выступают в качестве непосредственных получателей денежных средств от потребителей в счёт оплаты тех товаров и услуг, которые в значительных объёмах аккумулируются ими на своих интернет-ресурсах.

Из-за отсутствия четкой правовой регламентации деятельности таких хозяйствующих субъектов, не идентифицируемых как классические продавцы, они фактически оказываются сегодня вне юрисдикции законодательства о защите прав потребителей, не несут бремя необходимости соблюдения прав потребителей на информацию о продавце, реализуемых товарах и предлагаемых услугах.

Изменения, внесённые законопроектом, позволят восполнитьэтот пробел и создать дополнительные механизмы для зашиты прав потребителей, имеющих намерение приобрести либо приобретающих товары и услуги через интернет.

Законопроект неоднократно обсуждался с представителями интернет-индустрии и общественных объединений потребителей, согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.9 марта 2017 г. он  одобрен Правительством Российской Федерации и будет в установленном порядке внесен в Государственную Думу Российской Федерации, где может быть дополнительно проработан ко 2-му чтению с учетом мнения всех заинтересованных сторон.