О результатах надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Дата публикации: вт, 07/06/2011 - 04:00

О результатах надзора в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В адрес Управления Роспотребнадзора по Курской области в 2010 году поступило 936 обращений граждан - потребителей жилищно-коммунальных услуг, по состоянию на 01.06.2010 год поступило 365 заявлений и жалоб. Все они, без исключения, рассматриваются в установленные сроки.

С 2008 года количество поступивших жалоб и заявлений возросло почти в 5 раз и нет предпосылок к их снижению.

Так, если в 2008 году к административной ответственности было привлечено 46 должностных и юридических лиц и общая сумма наложенных штрафов составила 91,3 тыс. рублей, то в течение 2010-2011 годов Управлением Роспотребнадзора по Курской области вынесено 270 постановлений, общая сумма наложенных штрафов составила почти 1,3 млн. руб.

Если провести краткий анализ расходов любой семьи, то коммунальные платежи являются наиболее значимыми по величине и обязательными, по сути. Коммунальные платежи осуществляет каждая семья; водой и электроэнергией пользуется каждый человек, поэтому выбора «платить или не платить» здесь не существует. Другое дело — сколько платить и за что?

Нарушения, вызывающие поток обращений граждан, имеют самый разный характер.

Например, имеют место факты, когда потребителям выставляются счета для оплаты объемов коммунальных ресурсов больше, чем фактически потреблено, согласно показаниям индивидуальных приборов учета.

Как правило, это является следствием ненадлежащего исполнения договорных обязательств Управляющими компаниями, там, где работа по взысканию задолженности не ведется.

Данная информация Управлением Роспотребнадзора направляется в прокуратуру области для применения мер прокурорского реагирования, в связи с тем, что данный факт не регулируются законодательством о защите прав потребителей и ответственность за нарушения не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часто при расчете размера платы за электроэнергию Управляющие компании не учитывают показания общедомового прибора учета.

Из вышеизложенного следует, что потребителям предоставляется недостоверная информация о стоимости потребленной электроэнергии.

Имеют место факты, когда в счетах-квитанциях исполнителями коммунальных услуг неправомерно выставляется отдельная плата за техническое обслуживание приборов учета, за снятие показаний приборов учета, что входит в обязанности управляющей организации.

Сюда присоединяется еще одна проблема, рождающая «смятение» и «беспомощность» — непредоставление гражданам информации о местонахождении и реквизитах обслуживающей организации.

Платежные документы по оплате жилищно-коммунальных услуг должны соответствовать требованиям п.38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 (далее Правила). Однако, Управляющие компании не всегда указывают:

- адрес (место нахождения) исполнителя;

-объемы (количество) потребленные в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, как собственником жилого помещения, так и в целом жилым домом, определенный по показаниям общедомового прибора учета;

- значения тарифов (цен) на коммунальные услуги;

- единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов.

Так, например, при рассмотрении жалобы потребителя специалистами Управления Роспотребнадзора было установлено, что внарушение п.6 Правил в платежных документах в графе «Наименование услуги» потребителю представлены коммунальные услуги «горячая вода, водоотведение», «холодная вода, водоотведение», однако действующим законодательством не предусмотрено объединение данных услуг.

Кроме того, из-за неправомерного совмещения вышеназванных коммунальных услуг в представленных заявителем квитанциях за ноябрь-декабрь 2010г. и январь 2011г. также неправомерно указаны тарифы на «холодную воду, водоотведение»-20,81 руб. и на «горячую воду, водоотведение» - 86,52 руб., вместо предусмотренных действующим законодательством тарифов на холодную воду -12,19 руб., на горячую воду -77,90 руб., на водоотведение -8,62 руб.

Таким образом, установлены нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в части нарушения прав потребителей коммунальных услуг на получение необходимой и достоверной информации об объемах, стоимости и названии предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

Действующим законодательством определен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в зависимости от варианта установки в многоквартирном доме приборов учета.

При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и при отсутствии индивидуальных приборов объем электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме распределяется на количество граждан, проживающих (зарегистрированных) по месту жительства и по месту пребывания во всех жилых помещениях дома (чел).

Однако, имеют место факты, когда исполнители коммунальных услуг расчет размера платы за услуги по электроснабжению мест общего пользования определяют в зависимости отплощади жилых помещений (квартир).

В ходе проверки обоснованности начисления размера платы за услугу по горячему водоснабжению, выставленную управляющей организацией жителю города Курска, специалистами Управления Роспотребнадзора установлено, что в апреле 2011 года расчет исполнителем производился исходя из того, что домом потреблено 966 куб.м. горячей воды. Однако было установлено, что фактически, согласно представленному журналу учета, объем горячей воды, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, составляет 690куб.м.

Целый шквал жалоб спровоцировало получение гражданами одновременно двух квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг от разных управляющих организаций, хотя, здравый смысл и закон гласят: осуществлять управление многоквартирным домом может лишь одна организация.

Информация о данных фактах Управлением Роспотребнадзора направляется в Управление внутренних дел на предмет обнаружения признаков состава правонарушения, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации.

Следует отметить, что в большом количестве обращений граждан поднимаются вопросы, не связанные с нарушением их потребительских прав и решение которых регулируется Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другими нормативными актами, правоприменение которых находится в компетенции иных служб.

Кроме того, практически в каждом из поступающих обращений граждан выставляются требования имущественного характера - перерасчет оплаты коммунальных услуг.

Применительно к сфере защиты прав потребителей, как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному Гражданским кодексом Российской Федерации, защита нарушенных имущественных прав граждан осуществляется судом.

Также сообщаем, что рассмотрение имущественных споров между гражданами и хозяйствующими субъектами к компетенции Управления Роспотребнадзора по Курской области не относится.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера по вопросам, отнесенным к своей компетенции.

С целью защиты своих прав, в случае несогласия с выставленной исполнителем стоимостью оказанных услуг, потребитель в соответствии с п.49-р Правил имеет право потребовать сверку платы за коммунальные услуги.Исполнитель обязан произвести сверку и не позднее 3-х рабочих дней выдать заявителю документы, подтверждающие правильность начисления платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства РФ, настоящим Правилам и договору.

В случае не удовлетворения заявленных требований, спор между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть разрешен только судом. Роспотребнадзор не вправе обязать исполнителя в административном порядке отозвать выставленный расчет размера платы по предоставленным услугам.

В этой связи потребители вправе воспользоваться своим правом на судебную защиту и предъявить к исполнителю иск в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК).

По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом.

Помощь в составлении искового заявления в суд на безвозмездной основе потребителям может оказать ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области», расположенное по адресу: г. Курск, ул. Почтовая, 3.

О сложившейся в жилищно-коммунальной сфере города Курска ситуации сегодня сказано достаточно. Но главное не в констатации проблем — они очевидны, важен их анализ, установление причин, и в итоге компетентное, профессиональное решение и активная жизненная позиция граждан.