Об актуальных вопросах, связанных с обеспечением защиты потребителей финансовых услуг и повышением уровня их правовой информированности

Дата публикации: пт, 11/03/2011 - 03:00

Об актуальных вопросах, связанных с обеспечением защиты потребителей финансовых услуг и повышением уровня их правовой информированности

По состоянию на 1 января 2011г. на территории Курской области потребительское кредитование и автокредиты осуществляют ОАО «Курскпромбанк» и 12 филиалов иногородних кредитных организаций:
ОАО «Русь-Банк»; ОАО «Акционерный Коммерческий Банк «Связь-Банк»; ОАО АК Банк «Россия»; ОАО «Банк Зенит»; ОАО «Российский сельскохозяйственный банк»; ОАО «Банк ВТБ»; ОАО «Балтийский Банк»; ОАО «Сбербанк России»; ООО «Коммерческий Банк «ЮНИАСТРУМ БАНК»; ОАО «Банк Москвы»; ЗАО «Райффайзенбанк»; ОАО «ТрансКредитБанк».
Кроме того, на территории Курской области финансовые услуги, такие как расчеты по платежам, перевод денежных средств, денежные операции по пластиковым картам, оказывают 54 представительства, кредитно-кассовых и операционных офисов иногородних кредитных организаций, не имеющих своих филиалов на территории Курской области.
Анализ мониторинга потребительского кредитования на территории области показал, что процентные ставки по потребительским кредитам составляют от 15 до 35%, в зависимости от срока кредита (от 1 года до 5 лет) и вида кредита:
- совместный (с учетом доходов всех членов семьи);
- с поручительством;
- без поручительства.

В 2010г. Управлением Роспотребнадзора по Курской области проведено 12 проверок соблюдения законодательства в отношении 7 финансовых организаций, осуществляющих потребительское кредитование, в том числе: 4 - по плану, 8 проверок - по жалобам потребителей.
В плановом порядке осуществлялись проверки ОАО «Сбербанк России»; ЗАО АКБ «Газэнергопромбанк»; ОАО АКБ «Связь Банк»; ОАО «МДМ Банк»;
по жалобам потребителей - ОАО «Банк Москвы», ОАО «ТрансКредитБанк», ОАО «Сбербанк России», ЗАО «Русский стандарт».
В ходе проверок установлены различные нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- статьи 9 Закона – исполнителем до сведения потребителей не доводилась информация о месте нахождения (адресе) финансовой организации и лицензии на право осуществления финансовой деятельности (ОАО «Сбербанк России);
- статьи 10 – предоставление неполной информации об оказываемой банковской услуге:
1) до сведения потребителей не доведена информация о стоимости оказанной услуги при оплате коммунальных платежей (ОАО «Сбербанк России», ОАО АКБ «Связь Банк»);
2) не указана полная сумма кредита, подлежащая к выплате потребителем (ЗАО «Газэнергопромбанк»);
- статьи 16 - включение в договор условий, ущемляющих установленные Законом права потребителя:
1) при получении потребительского кредита взимается единовременный платеж за выдачу кредита (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк Москвы», ОАО «ТрансКредитБанк»);
2) в договоре потребительского кредита предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья заемщика (ОАО «Банк Москвы»;
3) при досрочном погашении кредита взимается комиссия (ОАО «Банк Москвы);
4) изменение Банком в одностороннем порядке процентов за пользование кредитом (ЗАО «Газэнергопромбанк», ОАО «МДМ «Банк»);
ст.17 - условиями договоров предлагается только один способ разрешения конфликтных ситуаций и споров, а именно - в суде общей юрисдикции по месту нахождения Банка (офиса, представительства, отделения или филиала Банка).
Таким образом, потребитель-заёмщик лишен возможности отстаивания своих интересов в суде по месту жительства (ЗАО «Газэнергопромбанк», ОАО «МДМ Банк», ОАО «Банк Москвы).
Действующим законодательством предусмотрена судебная защита граждан и подача исков в суд по выбору истца по месту:
- нахождения финансовой организации;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
По результатам проверок 9 должностных лиц и одно юридическое лицо привлечены к административной ответственности по статьям 14.8 части 1 и 2, 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и оштрафованы на сумму 32,1 тыс. руб.
Специалистами Управления Роспотребнакдзора по Курской области в 2010 году дано 59 устных консультаций по вопросам потребительского кредитования. В судах общей юрисдикции дано 13 заключений в целях защиты прав потребителей по искам граждан к кредитным организациям, из них по 6-ти искам, требования потребителей удовлетворены.
С целью пресечения правонарушений, повышения потребительской грамотности населения области, информация о правах потребителей, гарантированных действующим законодательством, размещена на сайте Управления.
В течение года Управлением рассмотрено 45 письменных обращений граждан на нарушения их прав при предоставлении кредитов и оказании банковских услуг.
Анализ заявлений показал, что основу обращений потребителей кредитно-финансовых услуг составляют:
- нарушения прав при предоставлении денежных средств по кредитным картам;
- несвоевременное поступление денежных средств по оплате кредита на счет банка;
- изменение Банком в одностороннем порядке процентных ставок;
- необоснованное начисление штрафа за нарушение графика погашения кредита.
37 письменных заявлений рассмотрены без проведения мероприятий по контролю. Из предоставленных договоров потребительского кредитования установлено, что они заключены в 2007-2008г.г. В соответствии со ст.4.5 Кодекса об административных правонарушениях, давность привлечения к административной ответственности по вышеуказанным вопросам за нарушение законодательства о защите прав потребителей истекла через 1 год со дня совершения административного правонарушения. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований по данным вопросам не представилось возможным.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области заявителям даны письменные разъяснения в соответствии с законодательством РФ.