Об итогах деятельности управления Роспотребнадзора по Курской области по защите прав потребителей финансовых услуг

Дата публикации: ср, 14/03/2012 - 04:00

Об итогах деятельности управления Роспотребнадзора по Курской области по защите прав потребителей финансовых услуг

15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей.

По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет новую тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.

В 2012 году внимание общественности приковано к теме соблюдения прав потребителей в сфере финансовых услуг. Девизом Всемирного дня защиты прав потребителей в 2012 году определен слоган – «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

Третий год подряд тематика Всемирного дня защиты прав потребителей обусловлена тем, что сфера финансовых услуг из года в год продолжает оставаться наиболее проблемной для потребителей.

Нестабильность данной сферы правоотношений напрямую связана с отсутствием эффективной конкуренции на рынке финансовых услуг, что делает предлагаемый финансовый продукт не просто сложным, но иногда и вовсе недоступным для потребителя.

15 марта 2012 года мировая общественность будет едина в своем стремлении к обеспечению реального выбора качественных и доступных финансовых услуг для потребителей.

В течение 2011 года и за январь-февраль текущего года Управлением рассмотрено 83 письменных обращения граждан на нарушения их прав при предоставлении кредитов и оказании банковских услуг.

Анализ заявлений показал, что основу обращений потребителей кредитно-финансовых услуг составляют:

- нарушения прав при предоставлении денежных средств по кредитным картам;

- включение в договор условий, ущемляющих установленные Законом права потребителя.

При рассмотрении46 обращений установлено, что договоры потребительского кредитования были заключены в 2006-2010г.г. В соответствии со ст.4.5 Кодекса об административных правонарушениях, давность привлечения к административной ответственности по вышеуказанным вопросам за нарушение законодательства о защите прав потребителей истекла через 1 год со дня совершения административного правонарушения. Возбуждение дел об административных правонарушениях и проведении административных расследований по данным вопросам не представилось возможным.

Заявителям даны письменные разъяснения в соответствии с законодательством РФ, рекомендовано обратиться за защитой своих прав в судебные органы.

До сведения заявителей доведена информация о том, что Управление Роспотребнадзора по Курской области готово принять участие в судебной защите их потребительских прав посредством вступления в дело либо по инициативе граждан, либо по инициативе суда для дачи соответствующего заключения.

В 2011г. и за январь - февраль текущего года Управлением Роспотребнадзора по Курской области проведено 6 проверок соблюдения законодательства в отношении организаций, осуществляющих финансовые услуги.

Кроме того, по жалобам потребителей проведено 11 административных расследований.

В ходе проверок установлены различные нарушения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I О защите прав потребителей:

- статьи 9 –не доведение до сведения потребителей информации о месте нахождения (адресе) финансовой организации;

- статьи 10 – предоставление неполной информации об оказываемой банковской услуге:

- о стоимости оказываемых услуг при оплате коммунальных платежей;

- о размерах процентных ставок по кредиту;

- статьи 16- включение в договор условий, ущемляющих установленные Законом права потребителя:

- передавать в объеме и на условиях по усмотрению Банка любым третьим лицам информацию и документы Клиента, в том числе информацию о Кредите, задолженности по Кредиту, операциях и счетах Клиента, иную информацию для конфиденциального использования. Однако в силу пункта 2 статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом;

- обязательное страхование, услуги SMS-оповещения и др.

В соответствии с требованиями действующего законодательства запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг);

статьи 17- условиями договоров предлагается только один способ разрешения конфликтных ситуаций и споров, а именно: «…Все споры или разногласия, которые могут возникнуть из Договора, подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции по месту государственной регистрации Банка».

По этому поводу следует отметить следующее.

Действующим законодательством предусмотрена судебная защита граждан и подача исков в суд по выбору истца по месту:

- нахождения финансовой организации;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

По результатам проверок в 2011 году и январь - февраль 2012г. 4 должностных лица привлечены к административной ответственности по статьям 14.8 части 1 и 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам административных расследований по состоянию на 10 марта вынесено 9 постановлений о привлечении финансовых организаций к административной ответственности.

В отношении одного банка административное расследование продолжается.