Об оказании платных дополнительных услуг по ремонту бытовой техники при отсутствии согласия потребителей

В Управление Роспотребнадзора по Курской области поступают жалобы потребителей на оказание без  их согласия дополнительных услуг по ремонту компьютеров, телевидеоаппаратуры и другой бытовой  техники.

Согласно заявлениям граждан, при вызове на дом специалиста по ремонту бытовой техники, чаще всего компьютеров,  производится осмотр неисправного оборудования, по результатам которого гражданам сообщается о необходимости проведения ремонтных работ незамедлительно или в офисе Исполнителя, озвучивается стоимость ремонта.

После окончания ремонта потребителю предлагается подписать акт выполненных работ, с существенным увеличением количества, наименования и стоимости произведенных работ (сумма ремонта нередко достигает  40-45 тысяч рублей).

Увеличенная цена выполненных работ объясняется необходимостью для восстановления работоспособности аппаратуры. 

В этой связи Управление Роспотребнадзора по Курской области считает необходимым проинформировать граждан о нижеследующем.

Отношения, вытекающие при оказании бытовых услуг, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее – Закон), постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» (далее -  Правила),  и иными нормативными правовыми актами.

Исходя из п. 4 Правил, Исполнитель до начала ремонта техники обязан в письменной форме (квитанция, иной документ) заключить договор о выполнении работ, который должен  содержать следующие сведения:

- фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя -  фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации,

- вид услуги (работы);

- цена услуги (работы);

- точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

- отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

- даты приема и исполнения заказа;

- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

- другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

- должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Договор о выполнении работы, исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т. п.

Из совокупного толкования ч. 3 ст. 16 Закона, п. 6 раздела III Правил следует, что Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ, а если они оплачены - потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.

Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ за плату должно оформляться Исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, Исполнителем в рамках проведенной диагностики или ремонта, должно быть получено согласие Потребителя на выполнение ремонтных работ, согласован объем (перечень) работ, необходимых для восстановления его работоспособности и их стоимость.