Потребительские права глазами школьников

Дата публикации: пн, 25/03/2013 - 04:00

Потребительские права глазами школьников

В школах города в очередной раз прошли уроки потребительских знаний. В ходе мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, их провели специалисты Управления Роспотребнадзора по Курской области. Специалисты отдела защиты прав потребителей затронули важные темы, такие как знание гражданами основ действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, поделились с юными курянами, как избежать неприятностей при приобретении товаров и услуг и грамотно добиться справедливости в случае возникновения конфликта, при необходимости защиты своих потребительских прав.

На уроках, прошедших в период с 1 по 15 марта в школах №№ 5, 34, 36, 59, проводилось также анкетирование среди учащихся 10-11 классов по вопросам потребительской грамотности.

Социологический опрос преследовал цель – выяснить уровень подготовки старшеклассников в вопросах знания и применения в реальной жизни своих потребительских прав, а именно: определить уровень знаний основных положений законодательства о защите прав потребителей; узнать мнение респондентов относительно возможности отстоять потребительские права; провести анализ действий респондентов в случае нарушения потребительских прав; определить их мнение по поводу улучшения просветительской работы среди населения по вопросам защиты прав потребителей.

Перечень вопросов формировался в соответствии с возрастом анкетируемых и отсутствием жизненного, в том числе и потребительского опыта. Учащиеся отвечали на вопросы исходя,в основном, из информации, получаемой из СМИ, опыта родителей, знакомых.

Письменный опрос показал, что из 130 респондентов96% респондентов знают, что основной законодательный акт, который защищает права потребителей - это закон «О защите прав потребителей».

Оказалось, что с требованиями законодательства о защите прав потребителей знакомы только 36% опрошенных, 53% респондентов о Законе знают, но его не читали, 39% респондентов не смогли определиться со своим объемом знаний законодательства о защите прав потребителей.

53% респондентов считают, что им знаний не достаточно, чтобы самостоятельно защитить свои потребительские права. Количество школьников, которые имеют такое мнение, по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 13%;28% опрошенных при защите своих прав не верят в успех, 31% респондентов считают, что защищать свои права очень хлопотно и требует большого количества времени.

72% респондентов имели опыт приобретения некачественных товаров, при этом 27% опрошенных отстаивают свои потребительские права самостоятельно; 9% обращаются в Роспотребнадзор; 11% не отстаивают свои права; 49% перекладывают свои проблемы на родителей.

При посещении торговых предприятий 35% опрошенных при выборе товаров пользуются информацией для потребителей, 51% при совершении покупки требуют проверки качества сложно-технических товаров, 49% респондентов при покупке продовольственных товаров проверяют сроки реализации.

Более половины респондентов (57%) считают, что информирование граждан по вопросам защиты прав потребителей эффективнее осуществлять с помощью средств массовой информации.41% считают, что улучшать просветительскую работу среди населения по вопросам защиты прав потребителей следует путем обучения молодежи в школах и вузах, 26% не считают необходимым вести такую работу с населением.