Рекомендации родителям при подготовке к началу учебного года

Дата публикации: пт, 23/08/2019 - 11:43

Приближается 1 сентября. Особенно волнителен этот день для первоклашек и их родителей, для которых  подготовка к  школе  является новым и ответственным делом.   Необходимо приобрести школьные принадлежности, аксессуары, форму, организовать рабочее место школьника  дома.

При подготовке к школе Управление Роспотребнадзора по Курской области предлагает руководствоваться следующими рекомендациями:

 

Как выбрать школьную форму?

При покупке школьной формы для ребёнка важно помнить, что в этой одежде он будет проводить 5-6 и более часов, поэтому в первую очередь школьная форма должна обеспечить сохранение детского здоровья. В идеале одежда должна формировать комфортный для ребёнка микроклимат так называемого пододёжного пространства — это температура тела, влажность, паро- и воздухопроницаемость.  При этом неправильно подобранный костюм или его низкое качество могут вызывать дискомфорт и даже вызвать  различные заболевания, в том числе заболевания кожи, такие, как контактный и атопический дерматиты, а также способствовать возникновению  простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания. Одежда, в которой ребёнок находится в образовательном учреждении длительное время, должна быть сшита из натуральных материалов, соответствующих требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к швейным изделиями, текстильным материалам.

При покупке школьной формы необходимо обращать внимание на следующие важные моменты:

- внимательно изучите маркировку одежды — ярлычок с данными производителя и составом ткани;

-  обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на ярлычке указана химчистка — лучше отказаться от такой одежды для ребёнка, потому что химические вещества, используемые при чистке могут быть вредны для ребенка;

 - ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир — для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме — не более 55%.

Форма с содержанием синтетических волокон более 55% может быть дешевле, однако синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний.

Кроме этого, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость. Поэтому для повседневного ношения синтетическая форма не подходит. Однако полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит, потому что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней.

- гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации о соответствии на данное изделие или сертификата соответствия. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.

Помните главное: ребенку должно быть удобно. При покупке школьной формы правильно подбирайте размер, убедитесь, что вашему ребёнку в ней удобно как в сидячем положении, так и при ходьбе. Одежда не должна излишне стеснять движения ребёнка, не должна быть слишком узкой, потому что тесная юбка или брюки приведут к болям в животе, а тесные рубашки и сарафаны могут нарушить дыхание. 

Кроме этого, ориентируйтесь на фигуру и вкус самого ребёнка, ведь форма должна не только быть красивой, качественной и модной, но и нравиться самому школьнику.

Выбирая цветовую гамму, ориентируйтесь на общие правила школы, где будет учиться ребёнок. В любом случае, школьная форма должна быть сдержанной, не стоит выбирать слишком яркие цвета. Отдайте предпочтение пастельным, серым, бежевым, коричневым, тёмно-синим тонам.

Подберите для ребёнка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели. Для мальчиков это запасные брюки к форме и две – три однотонные рубашки, для девочек — запасная юбка или платье,  две – три однотонные блузки.

И, кстати, не стоит покупать форму навырост. Этот вариант более удобен и экономичен, но на ребёнке такая одежда будет выглядеть сначала несоразмерно большой, а позднее — поношенной.

 

Как выбрать «правильный» рюкзак ?

Чтобы выбрать рюкзак для первоклассника, необходимо учитывать несколько основных моментов: размер, вес, анатомическая форма, конструкция, посадка, прочность, практичность, качество используемых материалов и их безопасность. Нужно выбрать вариант, с которым ребенку будет максимально комфортно.

Покупая рюкзак для первоклассника, необходимо выбирать аксессуар с ортопедической (анатомической) спинкой. Анатомическая спинка представляет собой жесткий каркас, который обтянут пористым мягким материалом и имеет вид рельефных изгибов.

Использование моделей с анатомической спинкой обеспечивает формирование правильной осанки ребенка, минимизирует давление на позвоночник и способствует правильному и равномерному распределению веса (чтобы не возникало сколиоза). Эти преимущества важны для данной вещи. Потому, если финансовые возможности позволяют, – лучше приобрести ортопедический рюкзак.

Врачи-ортопеды настоятельно рекомендуют тщательно следить, чтобы вес содержимого школьного рюкзака (портфеля) не превышал 10% от массы тела ребенка. В ином случае, это может негативно сказаться на здоровье ребенка - привести к искривлению позвоночника, болям в плечах и пояснице, нарушению осанки. Детям приходится носить с собой на учебу много учебников, тетрадей, различной канцелярии, что в общей сложности иногда достигает порядка 2 - 3 кг, поэтому сам рюкзак должен быть максимально легким. Согласно рекомендациям специалистов, в норме вес пустого ранца должен быть в пределах 800 грамм – 1,5 кг.

Стоит обратить внимание на ремешки, пряжки и фурнитуру. Лямки должны быть широкими и мягкими, чтобы они не давили на плечи, а равномерно распределяли нагрузку по всей спине. Фурнитура, при помощи которой крепятся ремешки и происходит их регулировка, должна быть металлической или из пластика высокого качества. Со временем придется регулировать длину ремешков в соответствии с ростом ребенка или в зависимости от одежды. Потому фиксирующие элементы должны быть крепкими и надежно закреплять ремешки.

 

Организация рабочего места школьника.

Для предотвращения нарушения осанки и зрения, мышечного перенапряжения и утомления школьника, сохранения его высокой работоспособности и здоровья, профилактики школьных форм патологии большое внимание необходимо уделять подбору и расположению школьного оборудования в классе и подбору мебели дома.

К школьному (учебному) оборудованию относят: мебель (столы ученические, стулья, парты, лабораторные столы и т.д., книжные, настенные и встроенные шкафы и стеллажи); классные доски; верстаки и станки учебных мастерских; оборудование спортивных залов; учебники, наглядные пособия и письменные принадлежности.

При подборе учебного оборудования должны выполняться следующие требования: оно должно соответствовать анатомо-физиологическим возможностям детей и подростков, обеспечивая тем самым удобную позу ребенка при учебных занятиях, сохранение работоспособности и предотвращая развитие школьных форм патологии; оно должно быть безопасным, исключать возможность травматизма и появления заболеваний детей и подростков (например, отсутствие режущих и острых выступов в мебели, использование при изготовлении книг и тетрадей безопасных красок и др.); школьное оборудование должно отвечать эстетическим требованиям, быть легкой конструкции и привлекательным по окраске, с элементами художественного оформления.

С требованиями к школьной мебели и классу можно ознакомиться с помощью СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Что нужно учитывать родителям при обустройстве рабочего места школьника дома?

Идеальный вариант для расположения рабочего  места (школьного уголка) – отдельная комната. Если вы живёте в маленькой однокомнатной квартире, лучше не давать ребёнку делать уроки на кухне, а организовать ему удобный письменный стол в углу вашей комнаты.

Учитывайте наличие естественного освещения. Оптимальный вариант нахождения источника естественного освещения сбоку от пишущей руки школьника. Для искусственного освещения в темное время суток  специалисты рекомендуют использовать настольный светильник с ярким, но мягким светом. Устанавливается он сбоку от пишущей руки школьника (если правша – слева, если левша – справа). Светильник должен регулироваться по высоте и направленности света. Медицина не рекомендует локальное освещение рабочего места – вредно для зрения. Поэтому следует над уголком иметь рассредоточенное потолочное освещение – это поможет снять излишнее напряжение глаз ученика.

Не стоит оформлять рабочее место в контрастных тонах - это будет способствовать рассеиванию внимания ребёнка. Исследованиями установлено, что при окрашивании поверхности столов в черный или коричневый цвет, уровни освещенности в помещении понижаются на 20% по сравнению с оборудованием таких же помещений светлой мебелью. Для отделки учебной мебели  оптимальными являются цвета светло-зеленый или натурального дерева.

Мебель для школьника нужно приобретать из натурального материала. Практически идеально подходит дерево. Мебель из ДСП намного дешевле, но необходимо удостовериться в том, что выбранные предметы имеют соответствующие сертификаты. Отделка мебели должна обеспечивать возможность проведения влажной уборки и дезинфекции.

Стол и стул необходимо выбирать по росту ребенка. Сидя за рабочим местом, школьник должен упираться ногами в пол. Бедра и голени должны находиться под прямым углом. Поверхность стола и диафрагма ребенка располагаются на одинаковом уровне. Такое положение ребенка не вызовет впоследствии близорукости или сколиоза. Кресло на колесиках не подойдет для детей младших школьных возрастов.

По вопросам, касающимся выбора и покупки товаров к школе, родители могут проконсультироваться со специалистами, позвонив на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Курской области по номеру: (4712) 58-71-86.

Категория документа: