Роспотребнадзор защищает права потребителей. Итоги работы за 2022 год

Дата публикации: пн, 13/02/2023 - 15:42

В 2022 году Управлением Роспотребнадзора по Курской области на потребительском рынке товаров и услуг выявлено и пресечено 380 нарушений прав потребителей.

В судебные органы 16 регионов РФ (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Белгородская обл., Рязанская обл., Воронежская обл., Тамбовская обл., Смоленская обл., Липецкая обл., Московская обл., Ленинградская обл., Калужская обл., Ростовская обл., Курская обл., Ульяновская обл., Орловская обл.) направлено 37 исков в защиту прав неопределенного круга потребителей, 30 исков уже рассмотрены и удовлетворены.

В судебные органы направлено и уже удовлетворено 4 административных исковых заявления о признании информации о продаже кальянов, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

 Динамика числа обращений потребителей с жалобами - это один из индикаторов благополучия или неблагополучия на потребительском рынке.

Всего в Управление Роспотребнадзора поступило 3535 обращений и заявлений граждан, из них 1867 обращений (52,7%) касались нарушений прав потребителей.

Количество обращений в сфере потребительского законодательства по сравнению с 2021 годом осталось на прежнем уровне. Но, в связи с увеличением дистанционного объема продаж, доля обращений на нарушения прав потребителей при дистанционной торговле увеличилась более  чем на треть (с 89 до 121).

В основном данные обращения касаются вопросов ненадлежащего выполнения договоров купли-продажи, т.е. потребитель заказывает и оплачивает товар, который видит на сайте продавца, а фактически получает совсем другой.

Иногда в действиях продавца усматриваются признаки мошенничества. Например, потребитель заказывает и оплачивает вечернее платье, а фактически получает трикотажный халат, или оплачивает шапку из натурального меха, а получает вязаную синтетическую.

Данные обращения направляются Управлением для рассмотрения и принятия мер в УМВД по Курской области.

Незначительно увеличилось количество обращений потребителей на нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на качество медицинских услуг, транспортное обслуживание.

Количество обращений, связанных с деятельностью на финансовом рынке, уменьшилась более чем на треть (на 31%). По-прежнему это жалобы на действия кредитных и страховых организаций. В прошлые годы таких обращений было намного больше.

       Полномочия специалистов отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области реализовались в 2022 году, в первую очередь, посредством проведения профилактических мероприятий.

За отчетный период проведено 1431 профилактическое мероприятие, в том числе: 814 мероприятий по информированию контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований  (семинаров, конференций, открытых уроков); выдано 225 предостережений; дано 242 консультации; осуществлено 183 профилактических визита.

Согласно Программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проведено 183 профилактических визита по месту осуществления деятельности контролируемых лиц. В ходе профилактических визитов контролируемые лица информировались об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска.

По результатам рассмотрения поступивших в 2022 году обращений:

- 279 направлены для рассмотрения в соответствии с компетенцией в другие государственные органы;

 - проведено 35 административных расследований;

- выдано 225 предостережений;

- дано 1328 разъяснений по восстановлению нарушенных прав, в том числе в судебном порядке.

Большая работа проделана специалистами отдела защиты прав потребителей в рамках Проекта Министерства финансов России и Всемирного Банка  «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» по консультированию работников торговых предприятий и учащихся общеобразовательных школ по вопросам финансовой грамотности.

На официальном Интернет-сайте Управления Роспотребнадзора систематически освещаются результаты проверок и даются разъяснения требований законодательства Российской Федерации - как потребителям, так и предпринимателям.