Одним из приоритетных направлений в деятельности Управления в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг является работа с обращениями граждан.
За 10 месяцев 2016 года специалистами Управления рассмотрено 371 обращение граждан, связанное с предоставлением финансовых услуг, из них 326 связаны с нарушением прав потребителей организациями банковского сектора и 45 на действия страховщиков - в основном в связи с несогласием приобрести дополнительные добровольные услуги страхования, в том числе при заключении договора ОСАГО.
К сожалению, наблюдается тенденция к увеличению числа нареканий на деятельность исполнителей банковских услуг. Так, за 10 месяцев 2016 года в Управление поступило на 51% больше обращений в финансовой сфере, чем за весь прошедший год.
В частности, данные за 10 месяцев 2016 года свидетельствуют о существенном увеличении количества обращений граждан, связанных с предоставлением потребительских кредитов (на 54%, в сравнении с полным 2015 годом)
Увеличивается доля обращений потребителей финансовых услуг в общем объеме обращений: с 6,5% в 2013 году до 28% в 2016 (за 10 месяцев).
Все поступающие в Управление Роспотребнадзора по Курской области обращения рассмотрены в предусмотренные законом сроки. В пределах полномочий службой принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов граждан: 12 обращений физических лиц явились основанием для проведения внеплановых документарных проверок, 246 граждан нуждались в разъяснении своих прав и порядке дальнейших действий с целью восстановления нарушенных прав; 113 заявлений направлены для рассмотрения по компетенции - в отделение по Курской области Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу; Управление внутренних дел по Курской области, Управление по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Анализ проводимой контрольно-надзорной деятельности позволяет заключить, что наиболее частыми нарушениями являются: несвоевременное или неполное предоставление кредитными организациями необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора; включение в состав договора условий, заведомо ущемляющих права потребителей; навязывание дополнительных платных услуг; неисполнение банковскими организациями обязанности по досрочному погашению кредитных обязательств в случае поступления от заемщика соответствующего уведомления о досрочном погашении потребительского кредита; оформление договоров мелким, трудночитаемым шрифтом, изменение в одностороннем порядке банковскими организациями условий договоров потребительского кредитования и другие.
По результатам надзорных мероприятий в отношении кредитных организаций возбуждено 14 дел об административных правонарушениях.
За 10 месяцев 2016 г. специалистами Управления в судах дано 19 заключений в целях защиты прав потребителей финансовых услуг, по 3 из них приняты решения об удовлетворении требований потребителей на общую сумму 612 тыс. руб.
Помимо контрольно-надзорной деятельности в отношении финансовых организаций, одним из приоритетных направлений работы Управление считает профилактику правонарушений – а именно повышение финансовой грамотности граждан, широкое информирование населения по вопросам защиты прав потребителей в сфере банковских услуг.
Из года в год службой Роспотребнадзора этому разделу работы уделяется все больше внимания.
Управление является одним из участников проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». С сентября 2015 года, в рамках Проекта Управлением распространено более 60 тысяч экземпляров печатных информационных материалов (буклеты, плакаты, брошюры) по 15 различным темам. Поступившие материалы адресованы различным целевым аудиториям - школьникам, студентам, работающим людям, пенсионерам и содержат познавательную информацию о банковских вкладах и банковских картах, потребительских кредитах, микрофинансировании, пенсионных накоплениях, услугах страхования и др. В настоящее время буклеты и брошюры распространяются через Общественную приемную Управления Роспотребнадзора и его территориальные отделы.
Непосредственно в Управлении Роспотребнадзора по Курской области размещен и функционирует информационный киоск-терминал, содержащий огромный ресурс полезной информации для потребителей, помогающий гражданам уверенно ориентироваться в выборе финансового продукта (и других товаров и услуг) и его приобретении.
Начиная с 2016 года Роспотребнадзором создан и находится в свободном доступе Государственный информационный ресурс, оказывающий консультативную и информационную поддержку потребителей http://zpp.rospotrebnadzor.ru. [1] Посетителям портала доступны и сведения о случаях нарушения требований законодательства с указанием конкретных фактов несоответствия товаров и услуг обязательным требованиям. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений и т.п., узнать алгоритм действий по защите своих прав в случае их нарушения.
С целью повышения уровня потребительской грамотности населения информация о правах и способах защиты потребительских прав в финансовой сфере регулярно размещается на официальном сайте регионального Управления.
Ссылки
[1] http://zpp.rospotrebnadzor.ru
[2] http://46.rospotrebnadzor.ru/directions_of_activity/protect
[3] http://46.rospotrebnadzor.ru/press_center
[4] http://46.rospotrebnadzor.ru/press_center/press
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, 2006-2015 г.