/Дата публикации: чт, 05/11/2015 - 03:00 / *О полномочиях органов Роспотребнадзора при рассмотрении обращений потребителей банковских услуг* В последнее время участились случаи поступления обращений граждан в Управление Роспотребнадзора по Курской области с жалобами на те или иные нарушения при оказании банковских услуг. За 10 месяцев текущего года зарегистрировано 141 обращение, 45 из которых содержат жалобы на *непредоставление банковскими организациями по запросам информации после заключения договоров потребительского кредитования*, и в этой связи - с требованиями о привлечении банковских организаций к административной ответственности по ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С учетом изложенного, считаем необходимым доведение до сведения граждан следующей информации. В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 395-1 от 02.12.1990 г. «О банках и банковской деятельности», кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. В этой связи Управление Роспотребнадзора по Курской области не уполномочено запрашивать в кредитных организациях сведения, составляющие банковскую тайну, а также не вправе в административном порядке обязать банковские организации предоставлять заемщикам необходимую информацию и документы. Кроме того, диспозиция статьи 14.8 КоАП РФ объединяет три состава административных правонарушений: 1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. 2. [1] Включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. 3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом. При этом административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ, посягает на право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Нарушения, выразившиеся в непредоставлении банковскими организациями по письменным запросам потребителей информации по заключенным договорам потребительского кредитования, не могут быть квалифицированы ни по одному из трех составов статьи 14.8 КоАП РФ, в связи с чем привлечение Управлением Роспотребнадзора по Курской области банковских организаций к административной ответственности не представляется возможным. Между тем, ст. 10 Федерального закона от 21.12.2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора после заключения договора потребительского кредита (займа) направлять в порядке, установленном договором, заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним: - размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа); - даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа) (размеры предстоящих платежей заемщика по потребительскому кредиту (займу) с переменной процентной ставкой определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом); - иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа). После заключения договора потребительского кредита (займа), предусматривающего предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, кредитор обязан направить заемщику в порядке, установленном договором потребительского кредита (займа), но не реже чем один раз в месяц, если в течение предыдущего месяца у заемщика изменялась сумма задолженности, бесплатно следующие сведения или обеспечить доступ к ним: - размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа); - даты и размеры произведенных за предшествующий месяц платежей и предстоящего платежа заемщика по договору потребительского кредита (займа); - доступная сумма потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования. После предоставления потребительского кредита (займа) заемщик вправе получать по запросу один раз в месяц бесплатно и любое количество раз за плату информацию, указанную в части 1 настоящей статьи. Информация о наличии просроченной задолженности направляется заемщику бесплатно способом и в срок, которые предусмотрены договором потребительского кредита (займа), но не позднее семи дней с даты возникновения просроченной задолженности. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» *надзор за соблюдением кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Банк России.* С учетом изложенного, а также с целью сокращения сроков рассмотрения поступающих обращений, рекомендуем гражданам в части вопросов касающихся непредоставления банковскими организациями по запросам информации после заключения договоров потребительского кредитования обращаться с письменным заявлением, с приложением всех необходимых для рассмотрения обращения документов, в отделение по Курской области Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу /(г. Курск, ул. Ленина, д. 83, тел. (4712) 70-06-60)/. [1] http://46.rospotrebnadzor.ru//58103684.0/