/Дата публикации: вт, 31/03/2015 - 03:00 / *О правах потребителя при обнаружении недостатков в купленных товарах* В Управление Роспотребнадзора по Курской области регулярно поступают обращения граждан по вопросам удовлетворения требований при возникновении недостатков в купленных товарах. Особенно актуальна эта проблема для покупателей дорогостоящих сложно-технических товаров. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков определены статьей 18 Закона «О защите прав потребителей», в которой четко прописаны права и обязанности потребителя и продавца. Механизм реализации потребителем своих прав при обнаружении в товаре недостатков предполагает исполнение им обязанности по требованию продавца возвратить товар с недостатками. Это означает, что потребитель обязан возвратить товар с недостатками соответствующему субъекту (лицу), которому предъявляется требование, что установлено положениями пунктов 1 и 3 статьи 18 Закона. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя. Невыполнение вышеназванных положений Закона по передаче (возврату) – приему товара ненадлежащего качества, приведет к несоблюдению (отсутствию возможности соблюдения) норм закона, которые возлагают на соответствующих лиц обязанность по проведению проверки качества, экспертизы данного товара в рамках досудебного рассмотрения требований потребителя, установленных сроков удовлетворения соответствующих требований потребителя. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (ст. 309 ГК РФ). Итак, статья 18 Закона «О защите прав потребителей» гласит: Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: - потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); - потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; - потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; - потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; - отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены /в течение пятнадцати дней/ со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: - обнаружение существенного недостатка товара; - нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; - невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Управление Роспотребнадзора по Курской области рекомендует при планировании покупки сложно-технического товара изучить данные рекомендации, и в случае возникновения спорных ситуаций с продавцом грамотно реализовать гарантированные законом права.