/Дата публикации: пт, 14/03/2014 - 04:00 / *О **работе **Управления Роспотребнадзора по Курской области в сфере защиты прав потребителей в 2013-2014 гг.* В 2013 году и за 2 месяца текущего года в ходе 1008 контрольно-надзорных мероприятий на потребительском рынке товаров и услуг Управлением Роспотребнадзора по Курской области выявлено 2982 нарушениязаконодательства Российской Федерации. По итогам проверок в области защиты прав потребителей вынесено 1417 постановлений, общая сумма наложенных штрафов составила 4 млн. 396 тыс. рублей. Направлено для рассмотрения в суды 92 административных материала, что на 40% больше чем в 2012 г. В 2013 году существенная доля контрольных мероприятий была посвящена проверкам банковской сферы. В данном секторе потребительского рынка рассмотрено 111 жалоб и обращений граждан, что в 2 раза больше, чем в 2012 году. С целью объективного и всестороннего рассмотрения заявлений было проведено 17 административных расследований. К административной ответственности привлечено 14 хозяйствующих субъектов, дано 13 заключений в судах в целях защиты нарушенных прав потребителей финансовых услуг. Особое внимание при проверках уделялось выявлению фактов включения в договоры потребительского кредитования условий, ущемляющих права потребителей, а именно: неправомерное навязывание потребителям страховых услуг при получении кредита, взимание комиссий за организацию кредита, ограничения по досрочному погашению. По результатам административных расследований наложено штрафов на сумму 156 тыс. руб. Совместно со специалистами отделов эпидемиологического и санитарного надзора проведено 40 проверок в отношении медицинских учреждений, оказывающих населению платную медицинскую помощь. В ходе 35 проверок установлены нарушения порядка предоставления платных медицинских услуг: - непредоставление потребителям необходимой и достоверной информации, включающей в себя сведения о квалификации и сертификации специалистов; - отсутствие в договорах на оказание платных медицинских услуг сроков получения услуг, прав и ответственности сторон; - отсутствие на вывеске установленной информации о месте нахождения медицинского учреждения. В 2013 году и за январь-февраль текущего года проведено 13 комплексных проверок в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих туристские услуги. В ходе 11 проверок выявлены нарушения. В договорах на приобретение туристского продукта не указываются существенные условия, а также отсутствует необходимая информация: - о наименовании, реестровом номере туроператора, режиме работы; - о правах и обязанностях сторон, - об условиях путешествия, проживания, размещения, питания в стране временного пребывания, - о наличии экскурсовода, - о размере финансового обеспечения, адресе организации, представляющей финансовое обеспечение, - об условиях изменения и расторжения договора. Имели место факты включения в договоры условий, ущемляющих права потребителей туристских услуг. Так, например, при отказе потребителя от исполнения договора предусматривалась оплата штрафа потребителем, либо выплата неустойки до 100% стоимости тура, вместо предусмотренных законодательством фактически затраченных туроператором расходов. Имели место случаи, когда в договоре на приобретение туристского продукта предусматривалось изменение его условий исполнителем в одностороннем порядке, без согласования с потребителем. В рамках работы с обращениями граждан в 2013 году и за 2 месяца 2014 года Управлением рассмотрено 1382 поступивших обращения, что несколько меньше, чем в 2012 году (1665). Уменьшение количества обращений связано с изменениями законодательства в жилищной сфере и в связи с тем, что в настоящее время государственным жилищным надзором является региональный государственный надзор. Посредством размещения материалов на официальном сайте Управление активно информировало потребителей об изменениях законодательства и полномочий, тем не менее, в адрес службы поступило 417 обращений по вопросам ЖКХ. Все обращения были рассмотрены и, в соответствии с регламентом, путем переадресации были направлены в Государственную жилищную инспекцию Курской области. Заявителям направлены ответы с разъяснениями законодательства. Почти 40% всех поступивших обращений касалась нарушений законодательства в сфере торговли сложно-техническими, строительными товарами и мебелью. В 2013 году 296 обращений явились основанием для проведения проверок и административных расследований (25% от общего числа полученных заявлений), 72% жалоб подтвердились. Потребителям оказана помощь в восстановлении их нарушенных прав. Четыремстам двадцати заявителям даны рекомендации и разъяснены требования действующего законодательства, оставшиеся обращения направлены для рассмотрения по подведомственности - в Государственную жилищную инспекцию, Администрацию области, Антимонопольный комитет, Управление полиции. В ходе 178 проверок *по контролю качества и безопасности товаров для жизни, здоровья, имущества потребителей* специалистами Роспотребнадзора было проверено 2934 партии товаров, снято с реализации 947 партий некачественной продукции (более 32%) на общую сумму 9,2млн. руб. В ходе 11проверок (6,4*%* от количества проверок с нарушениями) снимались с реализации колбасные, кондитерские изделия, рыботовары, цельномолочная продукция *с истекшим сроком годности от нескольких часов до 7 суток.* В ходе 7 проверок выявлены факты продажи мясных *консервов, масла сливочного, цельномолочной продукции* *с признаками фальсификации.* В адрес предприятий-изготовителей, как Курской области, так и других регионов России направлено*22* рекламации для принятия мер по устранению нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей» при выпуске и реализации продукции. По всем письмам получены информации о принятых мерах. Серьёзным показателем в работе службы является уровень досудебной и судебной защиты прав потребителей. В 2013 году в суды Курской, Ульяновской, Белгородской, Тульской областей направлено 25 исков в защиту неопределенного круга лиц. В настоящее время рассмотрено 23 иска, 22 из них удовлетворены. В 2013 году специалистами Управления дано 113 заключений в судах в целях защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг и торговли, что в полтора раза превышает уровень 2012года. По результатам проведенных в 2013 году и за 2 месяца 2014 года в сфере защиты прав потребителей проверок, руководителям предприятий выдано 986 предписаний. По требованию Управления Роспотребнадзора по Курской области финансовыми, медицинскими, образовательными учреждениями, туристскими организациями, предприятиями бытового обслуживания внесены изменения в договоры о предоставления услуг, хозяйствующими субъектами оформлены вывески, потребители обеспечены необходимой информацией, которая обеспечит в дальнейшем возможность правильного выбора товаров и услуг. В порядке оказания правовой помощи гражданам Управлением использовались различные методы и формы в виде разъяснения потребителям их законных прав по телефону, посредством СМИ. В целях привития интереса к изучению законодательства о защите прав потребителей, формирования правовой культуры по инициативе специалистов Роспотребнадзора проводятся факультативные уроки для учащихся общеобразовательных школ, социологические опросы в различных аудиториях.