О действиях потребителей при некорректном поведении продавцов или исполнителей услуг

В Управление Роспотребнадзора по Курской области нередко обращаются потребители по поводу грубости со стороны продавцов, исполнителей услуг. Нередко конфликты доходят так далеко, что после скандала покупателю отказывают в продаже товаров или непосредственно в оказании услуг (чаще всего, в предприятии общественного питания). Имеют место факты, когда в торговое предприятие, как гражданами, так и продавцами вызываются сотрудники полиции.

Действующим законодательством определен широкий круг обязанностей продавцов и исполнителей услуг, в части организации обслуживания. Так, например, Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон) регулирует отношения, возникающие между потребителямии изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливая права потребителей наприобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах) и определяет механизм реализации этих прав.

При этом, безусловно, законодательство подразумевает уважительное и корректное общение между потребителями и продавцами или исполнителями услуг.

Кроме прочего, отказывая потребителю в обслуживании, предприятие нарушает принцип публичности договора (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поскольку торговое предприятие или предприятие сферы услуг не имеет права отказать в продаже товаров гражданину при возможности продать товар или оказать услугу.

Некорректное поведение предметом отношений, регулируемых Законом «О защите прав потребителей», не является и, следовательно, не относится к компетенции Роспотребнадзора.

Действующим законодательством установлен гражданско-правовой способ защиты прав, чести и достоинства граждан, который в соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет суд.

Потребитель вправе обжаловать незаконные действия сотрудника торгового предприятия в судебном порядке и потребовать в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсации причиненного работником данного торгового предприятия морального вреда.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации-ответчика;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона, при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Судебное разбирательство, безусловно, требует хлопот и времени, но иногда вопрос настолько принципиален, что торжество правосудия является жизненной необходимостью. Однако не следует игнорировать возможность уладить вопрос в досудебном порядке. Для этого потребитель может написать заявление на неправомерные действия, некорректное поведение работника на имя руководителя предприятия либо сделать запись в книге отзывов и предложений.

Помните, вежливость и корректность, отказ от взаимных оскорблений и угроз в большинстве случаев позволяют разрешить возникший конфликт на месте и избежать необходимости в длительных судебных тяжбах.