Дата публикации: чт, 29/08/2013 - 04:00

Инвалидность детей и подростков Курской области. Профилактика невротических расстройств.

Детская инвалидность - острейшая проблема современного общества. Она отражает крайний вариант нездоровья детей и подростков, предопределяет неблагоприятный прогноз здоровья будущих поколений и возможную демографическую катастрофу.

В начале нового тысячелетия данная проблема в России приобрела поистине общенациональный характер, не обошла стороной и Курскую область.

Изучив уровни и структуру детской инвалидности на территории нашего субъекта получены следующие выводы:

- в 2012г. отмечается некоторое снижение как показателей всей детской инвалидности (по отношению к 2011г. – на 0,3%, к 2010г. – на 1,6%), так и впервые зарегистрированной (по отношению к 2011 году на 12,5 %, к 2010 году - 11,7 %);

- среди причин детской инвалидности в 2012г., как и в 2011г., на первом месте находятся психические расстройства и расстройства поведения, на долю которых приходится 28,7% инвалидности, на втором – болезни нервной системы (25% инвалидности), замыкают тройку врожденные аномалии (пороки развития), чей показатель в структуре причин детской инвалидности составляет 17,9%;

- в структуре психических расстройств и расстройств поведения основным патологическим состоянием является умственная отсталость (78,8%), в структуре болезней нервной системы – церебральный паралич и другие паралитические синдромы (32%), в структуре врожденных аномалий – аномалии системы кровообращения (27,7%);

- наибольшее количество впервые признанных инвалидами как в 2012 году, так и в 2011, составляют дети в возрасте от 0-4 лет;

- с возрастом относительный показатель всей детской инвалидности увеличивается и достигает максимума в 15-17лет;

- во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58,7%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,3-1,4 раза;

- отмечается рост доли мальчиков по сравнению с 2011г. на 0,2%;

- в2012 году по отношению к 2011 году отмечается рост детской инвалидности по таким формам болезни как: болезни органов пищеварения (+20,0%), прочие болезни (+14,3%), болезни уха и сосцевидного отростка (+12,1%), болезни эндокринной системы (+8,6%), болезни нервной системы (+8,2%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (+3,7%);

- отмечается снижение показателей детской инвалидности по следующим формам инвалидности: болезни системы кровообращения (–20,0 %), болезни органов дыхания (–20,0 %), болезни мочеполовой системы (–17,4 %), травмы, отравления и др. воздействия внешних причин (–16,0%), психические и поведенческие расстройства (–7,2%), болезни глаз (–7,0%) и врожденные пороки, деформации и хромосомные нарушения (–0,5%).

По мнению медиков, большую роль в развитии данных патологий играют отягощенная наследственность, рост экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью. Инвалидизация детей на 60-70% обусловлена патологией течения беременности и родов. Недоношенность и низкая масса тела при рождении повышают риск развития нарушений со стороны нервной системы, в том числе детского церебрального паралича, слепоты, задержки умственного развития, эпилепсии.Реабилитация инвалидов на современном этапе требует не только достаточного материального и технического обеспечения, но и создания благоприятного психологического климата, как в семье, так и в обществе в целом.

По результатам проведенного анализа обращает на себя внимание выход распространенности психоневрологической патологии на первые ранговые места. Это свидетельствует о том, что психическое здоровье детей становится серьезной проблемой. Задуматься об этом стоит многим родителям, тем более, в преддверии нового учебного года, когда хочется отдать ребенка в максимальное количество кружков, чтобы у него только не оставалось свободного времени на «всякие там глупости».

Существенную роль в развитии различных невротических расстройств играют неправильное воспитание, психотравмирующие ситуации (в семье, детском саду, школе). Родителям важно знать, что приводит к неврозам и уметь предупреждать их. К сожалению, родители детей, больных неврозом, о причине расстройства не задумываются, а стараются все свои усилия направить на купирование именно симптомов (обидчивости, плаксивости, тревоги, страха, головных болей, нарушений сна, тиков, недержания мочи, недержания кала, грызения ногтей и тому подобных). По мнению медиков, мероприятия, направленные лишь на борьбу с симптомом, как правило, безуспешны. Если все же и удается с ним справиться, то часто через некоторое время он возвращается вновь в прежней или измененной форме. Вот почему так важно разбираться в причинах неврозов.

Одна из форм неврозов – неврастения (астенический невроз) – это невроз хронической усталости центральной нервной системы, постоянно испытывающей перегрузки. Возникает неврастения в тех случаях, когда к ребенку предъявляют требования, которые он не в силах выполнить.Движимые тревогой за будущее своих детей, мечтая о том, чтобы они заняли высокую ступеньку на социальной лестнице, родители, не учитывая их способностей и возрастных особенностей, чрезмерно нагружают ребенка различными «развивающими играми», занятиями иностранными языками, музыкой, рисованием, спортом и т. д. Если способности ребенка позволяют, он посещает эти занятия, а к тому же еще успевает пообщаться с друзьями, погулять, поиграть в игры, которые родители считают «бесполезными» - невроз не разовьется. В противном случае заболевание неизбежно. Психологи давно доказали огромное значение игр для правильного психического развития ребенка. Игры — это социальный тренинг детей, никакие развивающие игры их не заменят.

Часто астенический невроз проявляется у детей в ситуации, когда жизнь резко меняется и предъявляет новые требования. Нередко это может быть поступление в детский сад или в школу. Если вы заметили в такие моменты изменения в поведении ребенка, не бойтесь обратиться к специалисту (психотерапевту или психологу) и сами не бросайте, поддерживайте его.

Помните, никакими таблетками, гипнозом, физиотерапией неврастению не вылечить, если не снизить уровень притязаний больного и к больному ребенку, не изменить ситуацию.

Дети и подростки редко сами принимают решение обратиться за медицинской помощью при наличии физических или эмоциональных проблем. Родители, учителя, другие лица, ответственные за воспитание ребенка, легко распознают многие проблемы с физическим здоровьем, но эмоциональные расстройства часто не дают явных проявлений. Дети и подростки могут намного лучше, чем их близкие, представить картину своего внутреннего состояния, которое они воспринимают субъективно (например, тревожность и депрессия). Но если никто не спрашивает, как они себя чувствуют, симптомы могут остаться невыясненными…

Находите время, общайтесь со своими детьми, играйте с ними, говорите им, что они у вас самые лучшие, поддерживайте их и тогда проблем с психическим здоровьем у ваших детей не будет. Помните, профилактика неврастении — это уважение ребенка, признание его прав на отдых, организацию досуга, а также понимание его возможностей, организация оптимального, а не изнуряющего ритма работы. Не переоценивайте способности своего ребенка. В преддверии нового учебного года пересмотрите перечень всех кружков куда вы его записали, быть может стоит от каких-то отказаться и это время самим посвятить ребенку?