Дата публикации: чт, 28/03/2013 - 04:00

Информация для автовладельцев – потребителей услуг по ремонту автотранспортных средств

В первом квартале 2013 г. в адрес Управления Роспотребнадзора по Курской области поступило 6 обращений потребителей на нарушение их прав при оказании услуг по ремонту автотранспортных средств. В связи этим обращаем внимание потребителей на некоторые правовые моменты в отношениях по данному виду услуг.

Отношения, возникающие в процессе технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, регулируются отдельными положениями Гражданского кодекса, Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1, а также «Правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств» от 11.04.2001 №290.

Указанные Правила разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и регулируют отношения, возникающие между потребителем и исполнителем при оказании услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств и их составных частей. При этом процесс автотехнического ремонта и обслуживания всегда связан с обязанностью исполнителя предоставить определенную информацию. Требования к обязательной информации закреплены в ст. 8, 9, 10, 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» и конкретизированы в пунктах Правил. Выделяются следующие виды информации: об исполнителе услуги, об услугах, о результате работы, об оказанной услуге.

Информация об автосервисном предприятии должна присутствовать на вывеске предприятия и содержать следующие сведения: фирменное наименование организации (принадлежность), место нахождения (юридический адрес) и режим работы; если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то информацию о государственной регистрации с указанием зарегистрировавшего его органа.

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать:

а) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания;

б) наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);

в) сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший);

г) цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы, а также сведения о порядке и форме оплаты;

д) гарантийные сроки, если они установлены;

е) сведения о сроках выполнения заказов;

ж) указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу) и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы).

При сдаче автомобиля в автосервис исполнитель обязан потребовать документы, подтверждающие нахождение автомобиля в собственности, документ, подтверждающий личность (паспорт или иной документ) - документы изъятию не подлежат.

Договор и приемосдаточный акт заключаются в двух экземплярах (наряд-заказ, квитанция) в письменной форме с обязательным указанием следующих реквизитов: фирменное наименование и юридический адрес автосервиса, (для ИП - информация о госрегистрации), ФИО и адрес потребителя (телефон), дата приема заказа и срок исполнения, цена выполняемой работы и используемых материалов (деталей), порядок оплаты, марка, модель транспортного средства, гос. знак, номера основных агрегатов, цена транспортного средства (по соглашению сторон), перечень оказываемых услуг и материалов, их стоимость и количество, гарантийные сроки на результаты работы, ФИО лица принимающего заказ, его подпись, а также подпись потребителя об отсутствии претензий при принятии работы.

После оказания услуги исполнитель обязан проинформировать потребителя о сроках службы или годности, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования результатов выполненной работы, а также возможных последствиях их невыполнения.

В случае если вышеуказанная информация не была предоставлена, не спешите заключать договор. Если же договор уже заключен, потребитель имеет право потребовать расторжения такого договора, а также возмещения причиненных убытков либо возврата уплаченной суммы.

Если вы приняли работу от автосервиса, но в процессе эксплуатации были выявлены недостатки оказанной услуги, при условии не предоставления достоверной информации по вине автосервиса, вы имеете право, по своему выбору, потребовать безвозмездного устранения недостатков, уменьшения цены за оказанную услугу, повторного выполнения работы либо возмещения расходов по исправлению недостатков третьими лицами.

Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату, а также обуславливать оказание услуг обязательным исполнением других. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они уже оплачены - потребовать возврата уплаченных за них сумм (п.20 Правил).

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы, сроки начала или окончания выполнения работы (п.46 Правил), потребитель, по своему выбору, вправе назначить новый срок, поручить выполнение данной работы третьим лицам, потребовать уменьшения цены выполненной работы, расторгнуть договор с исполнителем. Кроме того, потребитель вправе потребовать возмещения причиненных ему убытков в связи с нарушением сроков выполнения работ. Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст.28) при нарушении сроков выполнения работ исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если в договоре срок определён в часах) просрочки неустойку в размере 3% цены оказания услуги.

При выявлении недостатков выполненной работы (п.41 Правил) претензия может быть предъявлена исполнителю в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы. При возникновении между потребителем и исполнителем разногласий по поводу недостатков выполненной работы или причин их возникновения исполнитель обязан по своей инициативе или по требованию потребителя направить автомобиль на экспертизу, и оплатить ее проведение. Если экспертизой будет установлено отсутствие нарушений со стороны исполнителя, то оплату производит сторона, по инициативе которой производилась экспертиза.

Необходимо учитывать, что за нарушение сроков выполнения работ государственные надзорные органы не могут привлечь нерадивого исполнителя к административной ответственности, так как за данное нарушение прав потребителя предусмотрена имущественная ответственность в виде выплаты неустойки (пени). В случае неудовлетворения требований потребителя в добровольном порядке, спор будет решаться в судебном порядке, поскольку в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 11 ГК РФ защита нарушенных прав или оспоренных гражданских (имущественных) прав осуществляется судом.

В соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 47 ГПК РФ Роспотребнадзор, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области защиты прав потребителей, может быть привлечен судом к участию в деле по инициативе лиц, участвующих в нем, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В этой связи, до принятия судом первой инстанции решения по делу, потребитель может обратиться с соответствующим ходатайством в суд.

За получением правовой помощи при подготовке претензионного обращения в адрес продавца, а также подготовке искового заявления в судебные органы, потребители могут обратиться в органы Роспотребнадзора, а именно: в консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» по адресу: 305035 г.Курск, ул.Дзержинского, д. 55, тел. 54-41-14.