Дата публикации: чт, 23/11/2017 - 15:42

Показатель динамики числа поступающих в Роспотребнадзор обращений граждан с жалобами на нарушение их потребительских прав  служит определенным индикатором состояния дел на потребительском рынке области. 

Всего за 10 месяцев 2017 года в Управление Роспотребнадзора по Курской области поступило 1125 обращений на нарушения прав потребителей, что на 14 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основными причинами, вызвавшими обращения граждан, являются:

 - продажа товаров и оказание услуг ненадлежащего качества;

 - непредоставление продавцами и исполнителями  информации о товарах (услугах) и изготовителях;

 - нарушение сроков удовлетворения требований потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества;

 - включение в договоры  условий, ущемляющих права потребителей.

Анализ обращений показывает, что из поступивших обращений на сферу розничной торговли в 2017 году пришлось 474 заявления, что составило 42%. При этом доля жалоб на нарушения правил продажи продовольственных товаров уменьшилась почти в 2 раза, а количество жалоб на нарушения законодательства при реализации промышленных товаров увеличилось почти в полтора раза.

В основном обращения граждан касаются  вопросов реализации сложно-технических товаров, порядка возврата товаров ненадлежащего качества, сроков удовлетворения требований потребителей, проведения проверки качества, экспертиз, расторжения договоров купли-продажи.

Одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора является судебная защита прав потребителей, которая может быть осуществлена в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в ее взаимосвязи с п. 5 ст. 40 Закона «О защите прав потребителей», согласно которым Роспотребнадзор может быть привлечен судом к участию в деле, либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В 2017 году в судах специалистами Управления дано 98 заключений в защиту потребительских прав, в настоящее время вынесено 71 решение в пользу потребителей. Общая сумма денежных средств, присужденных в пользу потребителей, составила 2108,7 тыс. руб., в том числе 250,7 тыс. руб. компенсации морального вреда. 

По результатам надзорных мероприятий 87 протоколов для рассмотрения и принятия мер направлены в судебные органы, в том числе для конфискации товаров ненадлежащего качества.

В текущем году в судебные органы Курской, Орловской, Рязанской, Белгородской, Воронежской, Тульской, Новосибирской, Липецкой, Тверской областей, Мордовской республики по фактам реализации в розничной торговой сети пищевых продуктов ненадлежащего качества направлено 27 исков к производителям некачественной продукции о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей при производстве пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов.

 В настоящее время рассмотрено 23 иска, все удовлетворены.

Судебная защита прав потребителей – один из важнейших механизмов, позволяющих потребителю защитить свои права.

Важно отметить, что государство,  признавая потребителя наиболее слабой и наименее защищенной стороной в договоре, нуждающейся в особой защите, предоставляет потребителям дополнительные преференции в виде:

- альтернативной подсудности, когда заявления о защите прав потребителей предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 17 Закона «О защите прав потребителей»);

- освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением прав потребителей (пункт 3 статьи 17 Закона «О защите прав потребителей»);

- взыскания в пользу потребителя штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения его требований (пункт 6 статьи 13 Закона «О защите прав потребителей», пункт 46 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей») и другие.

Напоминаем, что в Управлении работает бесплатная «горячая линия» по телефону: (4712) 58-71-86. Звонки принимаются по будням с 9.00 до 13.00, с 13.45 до 18.00.

Кроме того, ежедневно личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей осуществляется и в общественной приемной Управления по адресу: г.Курск. ул.Ленина, 70.