Дата публикации: чт, 12/09/2019 - 15:30

Роспотребнадзор, все его территориальные подразделения принимают активное участие в реализации Проекта Министерства финансов России и Всемирного Банка под названием: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Проект направлен на повышение уровня финансовой грамотности россиян, формирование разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам.

Финансовая грамотность потребителя предполагает создание культуры его адекватного поведения. Иными словами, грамотный потребитель следит за состоянием личных финансов, планирует свои доходы и расходы, находит их баланс, сберегает на долгосрочную перспективу, знает финансовые риски и рационально выбирает финансовые услуги, владеет основами формирования будущей пенсии, знает и отстаивает свои потребительские права.

Одним из основных направлений в профилактической работе Управления Роспотребнадзора по Курской области, направленной, в том числе и на повышение финансовой грамотности населения, является работа с жалобами и обращениями потребителей - прежде всего потому, что это конкретная адресная помощь потребителю, в том числе по разъяснению его прав.

За 2017-2019 годы в Управление поступило 296 жалоб на нарушения в финансовом секторе. Каждое шестое обращение в сфере защиты прав потребителей касалось тем нарушений потребительских прав в банковских услугах.

Вместе с тем в 2017 году обращений стало на 48% меньше, чем в 2016-том, а в 2018 году на 52% меньше, чем в – 2017.

За 8 месяцев текущего года в Управление поступило 27 жалоб и обращений потребителей, что на 60% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Тенденция уменьшения количества жалоб в данной сфере потребительского рынка характерна для всех регионов России и говорит о некоторой стабилизации на финансовом рынке страны.

Крайне важным является разъяснение заявителям требований законодательства, доведение способов и порядка восстановления нарушенных прав, поэтому каждое поступившее обращение рассматривается по существу поставленных в нем вопросов.

Кроме того, в случае наличия оснований, обращения являются поводом для проведения Управлением Роспотребнадзора по Курской области внеплановых надзорных мероприятий и принятия мер административного воздействия.  

Всем заявителям разъяснен порядок проведения внеплановых проверок в соответствии с действующим законодательством.

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей при оказании финансовых услуг кредитными организациями включает в себя надзор за предоставлением полной и достоверной информации об оказываемых финансовых услугах, обеспечивающей потребителю правильный выбор, а так же за включением финансовыми организациями в договоры условий, ущемляющих законные права потребителей.

Основными направлениями деятельности Роспотребнадзора в этой сфере являются:

- осуществление контрольно-надзорной деятельности;

- рассмотрение обращений граждан;

- участие в судебных заседаниях с целью дачи заключений в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя финансовых услуг по инициативе потребителя и судов;

- информирование населения по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг и повышения уровня финансовой грамотности населения.

В рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения…» Управление Роспотребнадзора по Курской области принимает участие в различных публичных мероприятиях.

До слушателей в форме дискуссий доводится информация о необходимости обладания потребительскими знаниями, в том числе в сфере финансов. Финансовая грамотность позволяет полноценно осуществлять учет средств, избегать ненужных трат, а также долгов, учит планировать бюджет, что важно для его сохранения. Привычка тратить денег больше, нежели можно себе позволить, становится одной из причин, приводящих к бедности. Помимо этого, зная основы финансовой грамотности, молодые люди смогут с легкостью ориентироваться в самых различных денежных премудростях, которые сегодня предлагает экономическая среда, накапливать и страховать собственные деньги.

  С 2015 года по сегодняшний день, в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения…» Управлением распространено около 100 тысяч экземпляров буклетов, плакатов и брошюр из серии  «Хочу. Могу. Знаю» по 17 различным темам.

Информационные материалы Управлением доставлены в 67 организаций и учреждений для бесплатного распространения среди различных слоев населения.

В настоящее время, буклеты и брошюры  по защите прав потребителей финансовых услуг распространяются через Общественную приемную Управления Роспотребнадзора, территориальные отделы, на личных приемах граждан, днях открытых дверей для потребителей предпринимателей, семинарах, совещаниях с работниками торговых предприятий и общественного питания, семинарах с начинающими предпринимателями и лицами, желающими открыть свое дело.

Материалы адресованы различным целевым аудиториям: школьникам, студентам, работающим людям, пенсионерам и содержат актуальную информацию о банковских вкладах и банковских картах, потребительских кредитах, микрофинансировании, пенсионных накоплениях, услугах страхования, банкротстве граждан и др.

В рамках реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения…» в Управлении Роспотребнадзора установлен «Информационный киоск», который предназначен для обеспечения потребителей информацией о распространенных финансовых услугах – таких, как вклады, ипотечные и потребительские кредиты, автокредиты, кредитные и дебетовые банковские карты, услуги страхования, негосударственного пенсионного обеспечения.

Кроме материалов для чтения, в терминале можно посмотреть информационные и образовательные видеоролики. Они достаточно долгие и содержательные, формат подачи ориентирован, прежде всего, на работающих граждан и пенсионеров, но есть и более простые ролики для школьников.

Помимо этого, в Управлении Роспотребнадзора по Курской области постоянно действует горячая линия ((4712) 58-71-86)), позволяющая гражданам в оперативном порядке получить необходимую информацию по вопросам защиты прав потребителей, в том числе на рынке финансовых услуг.  

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организован Единый консультационный центр по телефону  8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).

Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках и предназначен для оказания консультативной помощи гражданам и юридическим лицам  по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.

 

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека организована горячая линия по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг    8-800-100-29-26. По данному телефону можно ежедневно и круглосуточно (в т.ч. в выходные дни) оперативно получить консультацию или разъяснение по вопросам защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг.

«Горячая линия» 8 800-100-29-26 призвана помочь гражданам в вопросах подачи обращений, а также окажет содействие повышению  информированности населения о правах потребителей на финансовом рынке.