В рамках реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и подростков, включая вопросы здорового питания, по поручению Управления  Роспотребнадзора по Курской области специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» было организовано анкетирование учащихся общеобразовательных учреждений области.

Анкетирование проводилось с целью определения уровня осведомленности школьников  о составляющих здорового образа жизни, в частности в области здорового питания.

Основными критериями  информированности о знаниях и навыках у школьников о  понятии «здоровое питание» явились:

- знания детей о принципах рационального питания, недопущению вредных привычек и осознанности этих знаний;

- активное отношение детей к сохранности своего здоровья, а также  желание помогать себе и другим людям в его соблюдении;

- овладение навыками, приемами здорового образа жизни, информированности, готовности осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых результатов.

- стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здорового образа жизни и здорового питания, в частности,  интерес к новой информации по заданной теме, получаемой из детских журналов, газет, научно-популярной литературы для детей, радиол, телевидения, интернета;

- проявление потребности в выполнении рекомендаций.

Опрос респондентов проводился анонимно по предложенной унифицированной анкете. Общее количество респондентов составило 1300 человек. В анкетировании приняли участие учащиеся 5-х (650 человек) и 9-х (650 человек) классов.

Результаты анкетирования показали, что современные школьники имеют представление об основных принципах здорового образа жизни, важности рационального питания (соблюдения режима питания, сбалансированности, полноценности) и вредном влиянии на организм продуктов «фаст-фуда». Однако отмечаются ответы о присутствии негативных факторов в жизни подростков: ежедневное употребление сладостей и газировки, сон менее 6 часов в день, длительное пребывание за компьютером, эпизодическое употребление или приобщение к энергетическим и слабоалкогольным напиткам, а также курению.

Так, из опрошенных детей ежедневно завтракают, обедают и ужинают дома основное количество - 83% пятиклассников и 95% девятиклассников; 58% опрошенных ежедневно обедают в школе, а 25% - в школе питаются в полдник. Обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть детей завтракают и обедают в школе лишь иногда, никогда не едят в школе до 8% опрошенных, никогда не завтракают дома 4%. Ежедневно в рацион питания основной части опрошенных школьников входят овощи, фрукты, мясо, молочные продукты 88% учащихся. Блюда из рыбы у 18% школьников входят в меню ежедневно, 78% иногда и 4% опрошенных ответили, что не едят рыбу. Ежедневно 68% опрошенных употребляют сладости.

При ответе на вопрос: «Правильное питание это…» - все ответы были даны правильно – пища, богатая витаминами микроэлементами, режим питания (завтрак, обед, ужин – в одно и то же время, разнообразие блюд (каши, супы, первые и вторые блюда).

Большинство детей оценивают питание в школе как удовлетворительное и довольны им, но в качестве пожеланий по улучшению школьного питания высказали пожелания:   «больше фруктов и овощных салатов», «разнообразить меню», а также «добавить фрукты в продажу».

При ответе на вопросы об употреблении алкогольных напитков было отмечено, что к 9-му классу алкогольные напитки пробовали до 27% мальчиков и 18% девочек, тогда как среди опрошенных 5-х классов положительных ответов не было; 10% мальчиков и 49% пробовали энергетические напитки, в т.ч. среди учащихся 5-х классов таких детей – 3-4%. В большинстве случаев родители знают о том, что их ребенок пробовал алкогольные и энергетические напитки. Из тех, кто ответил положительно, пробовали или пробуют  алкогольные напитки в кругу семьи 5%, с друзьями на улице – 12%.

Из итогов анкетирования можно сделать вывод, что большинство детей знают и владеют навыками о составляющих здорового питания, но у некоторых детей и подростков привычки гигиенического поведения в разрезе «питание» сформировались не в полной мере по причинам возрастных особенностей, отсутствии жизненного опыта и необходимых мотиваций здорового образа жизни. Эти дети более всего нуждаются в систематических просветительских воздействиях, которые предполагают проведение мероприятий  обязательного характера, реализуемых в процессе воспитания и обучения в школе.

В связи с вышеизложенным рекомендуется продолжить работу по пропаганде здорового питания, мотивации подрастающего поколения к приверженности здоровому образу жизни  - как в стенах школы, так и в семье.