Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курской области за  2019 г. (далее - Обзор) подготовлен во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 № 7, и приказом Роспотребнадзора от 12.12.2016 № 1218 «О порядке организации проведения в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга правоприменения».

 

  1. Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Управлением Роспотребнадзора по Курской области осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Управление Роспотребнадзора по Курской области планируют и  осуществляют профилактические мероприятия на основе анализа состояния подконтрольной сферы, ключевых наиболее значимых рисков их распределения в зависимости от видов подконтрольных субъектов (объектов).

В целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте Роспотребнадзора в сети Интернет в свободном доступе размещены перечни нормативных актов, устанавливающих обязательные требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителя.

Кроме того, Управлением осуществляется информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами.

Разъяснительная работа, обучающие семинары, лекции, совместные публичные мероприятия, тематические встречи с представителями отраслевых направлений бизнеса занимают особое место в  предупреждении нарушений обязательных требований на потребительском рынке.

Проведение совещаний с директорами образовательных организаций по вопросу соблюдения обязательных требований санитарно-эпидемиологического законодательства; семинаров, дней главного врача, врача-инфекциониста – на базе  медицинских учреждений области - все это способствует доведению детальных рекомендаций для сотрудников (персонала) в период подъема заболеваемости гриппа и ОРВИ и по профилактике других инфекций. Системно проводимый комплекс плановых и дополнительных профилактических (противоэпидемических) мероприятий в 2019 году позволил обеспечить стабильную эпидемиологическую ситуацию в регионе.

Проведение Всероссийской акции «День открытых дверей для предпринимателей» осуществляется ежеквартально.

Специалисты Управления консультировали предпринимателей по вопросам: о соблюдении законодательства при проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о правоприменительной практике; о применении проверочных листов и др.

 Профилактическими мероприятиями было охвачено 17,8% субъектов, подлежащих надзору. В профилактической работе активно участвуют специалисты Центра гигиены и эпидемиологии, за что им отдельное спасибо.

Значительно активизировано использование такой новации законодательства, как предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В прошлом году предпринимателям направлено 214 предостережений, это в 3 раза больше, чем в 2018-м (71 предостережение).

 

  1. О наложенных по результатам проведенных мероприятий по контролю мерах административной ответственности.

 

В ходе проверок, административных и эпидемиологических расследований по фактам выявленных нарушений в 2019 году составлено 3894 административных протокола (в 2018 году – 3345).

Хозяйствующими субъектами в 2019 году наиболее часто допускались нарушения, по которым должностными лицами Управления составлялись административные материалы:

- предусмотренные статьёй 14.43 КоАП РФ за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов – 852 протокола;

- предусмотренные статьёй  6.6 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения – 598 протоколов;

- предусмотренные статьёй 14.15 КоАП РФ за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров – 514 протоколов;

- предусмотренные статьёй  6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта – 445 протоколов;

- предусмотренные статьями 14.4, 14.5, 14.7, 14.8 КоАП РФ за нарушение прав потребителей – 116 протоколов;

- за нарушения антитабачного законодательства – 87 протоколов.

Все административные наказания в виде административного штрафа с конфискацией назначены по статье 15.12 КоАП РФ, конфискованы:

-  продукты питания без обязательной маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации;

- табачные изделия, ввозимые из других стран (Украина, Белоруссия) и реализуемые на территории Российской Федерации при отсутствии акцизных марок Российской Федерации;

- меховые изделия из натурального меха без маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.

 

III. Сведения о типичных нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей.

Основные нарушения, допускаемые бюджетными учреждениями здравоохранения и частными медицинскими организациями,  являются:

1. Использование материалов для внутренней отделки без учета функционального назначения помещений. Нарушения внутренней отделки помещений, в том числе в помещениях и местах, связанных с возможным увлажнением стен и перегородок; использование отделочных материалов без учёта особенностей режима ЛПО (поверхности стен, полов и потолков помещений с дефектами, стены и потолки процедурных побелены) не доступны для влажной уборки и не устойчивы при использовании моющих и дезинфицирующих средств (нарушение 4.2 - 4.4; 4.6 гл.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»);

2. Нарушения режимов дезинфекции и стерилизации:

- производственный контроль проводится не в полном объеме, программа (план) производственного контроля составлен не в соответствии с нормативными документами (нарушение ст. 32 Федерального закона от 30.03.99 г. № 52 –ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;  п. 2.4, 3.1, 3.3, 3.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» раздела II, ч. 3 СанПиН 2.1.3.2630 – 10)

- не качественное проведение текущей и генеральной уборок (нарушение раздела I, п. 6.8, приложение 3 СанПиН 2.1.3. 2630-10);

- не соблюдается необходимаяконцентрация растворов дезинфицирующих средств (нарушение раздела II, п.1.1 СанПиН 2.1.3.2630 – 10);

- не соблюдаются условия стерилизации инструментария и расходных материалов (нарушение раздела II. п.п. 2.30, 2.35 СанПиН 2.1.3.2630 – 10);

  1. Отсутствие у персонала медицинских учреждений сведений о проведенных профилактических прививках (нарушение п. 15.1 гл. I. СанПиН 2.1.3.2630-10);

4. Нарушение законодательства о защите прав потребителей:

- отсутствие вывесок с указанием наименования учреждения, его места нахождения и режима работы (нарушение ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);

- Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг в наглядной и доступной форме не доведены исполнителем до сведения потребителя (нарушение п. 5 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012г. № 1006);

- Исполнителями платных медицинских услуг не предоставляется посредством размещения на сайте медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах медицинских организаций в полном объеме информация, содержащая сведения, предусмотренные Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (нарушение ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012г. № 1006).

 

Основные нарушения, допускаемые  образовательными учреждениями, являются:

1. В дошкольных образовательных организациях:

- несоответствие отделки стен, потолков, полов в туалетах, моечных групп, производственных цехах пищеблоков (нарушение раздела  V СанПиН 2.4.1.3049-13);

- прием пищевых продуктов без маркировочных ярлыков, документов, подтверждающих их качество и безопасность (нарушение п.  14.1 СанПиН 2.4.1.3049-13);

- меню составляется без учета физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов (отсутствуют свежие фрукты, соки, сыр) (нарушение раздела  XV  СанПиН 2.4.1.3049-13).

 

2. В общеобразовательных организациях:

- не соответствие в учебных помещениях уровней искусственной освещенности действующим нормативам (уровни занижены) (нарушение п. 7.2.1  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические  требования к условиям и организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»);

- расписание уроков составлено без учета дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (нарушение п.п. 10.6, 10.7 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- ученическая мебель не соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики (нарушение п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- не предусмотрено 3-х разовое питание для детей группы продленного дня (нарушение п. 10.28 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- туалеты для детей не оборудованы кабинами (нарушение п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10);

- территории общеобразовательных организаций ограждены не полностью (нарушение п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10).

 

Основные нарушения, допускаемые  в ходе летней оздоровительной компании, являются:

  1. В стационарных организациях отдыха и оздоровления:

- нарушение норматива площади спальных помещений на ребенка (п.4.4 СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей»);

 - отсутствие москитных сеток на окнах и/или распашных дверях (п. 4.10 СанПиН 2.4.4.3155-13);

 - отсутствие маркировки на уборочном инвентаре и нарушение порядка его хранения (п. 12.4 СанПиН 2.4.4.3155-13);

- отклонение ниже допустимого (занижение) калорийности блюд и содержания витамина С в блюдах (п.п. 9.24, 10.5 СанПиН 2.4.4.3155-13).

 

2. В организациях с дневным пребыванием детей:

 - нарушение требований к уборке и дезинфекции помещений, использование дезинфицирующих средств без соблюдения требований к их применению (заниженная или завышенная концентрация дезсредства в рабочем растворе) (п. 11.4 СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»);

- туалеты  не оборудованы педальными ведрами; отсутствует на момент проверки туалетная бумага, мыло, бумажные полотенца (п. 5.8 СанПиН 2.4.4.2599-10);

- отсутствует сетка на форточках и/или окнах (п. 6.2 СанПиН 2.4.4.2599-10);

- отклонение ниже допустимого (занижение) калорийности блюд и содержания витамина С в блюдах (п.п. 9.24, 10.5 СанПиН 2.4.4.2599-10).

 

Основные нарушения, допускаемые предприятиями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами производства и потребления, являются:

- не осуществляется дезинфекция колес спецавтотранспорта (нарушение п.4.3 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»);

- не обеспечен производственный контроль за состоянием грунтовых вод по химическим, гельминтологическим и бактериологическим показателям (нарушение п. 6.7 СП 2.1.7.1038-01);

- не обеспечен производственный контроль за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона по химическим, микробиологическим и радиологическим показателям (нарушение п. 6.9 СП 2.1.7.1038-01);

- не ведется учет обезвреживания медицинских отходов (в нарушение п. 8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10);

-  персонал, работающий с медицинскими отходами, не в полном объеме обеспечен комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (нарушение п.4.5 СанПиН 2.1.7.2790-10);

- транспортные средства, осуществляющие транспортирование медицинских отходов, отделаны материалами, не позволяющими проводить дезинфекцию (в нарушение п. 7.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»);

 

Основные нарушения, допускаемые промышленными предприятиями, являются:

- не соответствие параметров физических факторов (шум, вибрация, освещенность) рабочей среды санитарным нормам (нарушение таблицы 2 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки», п.2.1, п.2.8 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п. 6.3 таб. 6 СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация. Вибрация в помещениях жилых и общественных зданий», п. 4.2 таб. 1 СП 52.13330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение» СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);

- отсутствие санитарно-эпидемиологических заключений на проекты предельно-допустимых выбросов (ПДВ), санитарно-защитных зон промышленных предприятий (нарушение ст. 20 ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);

- отсутствие производственного контроля за условиями труда работников предприятий, за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния предприятий (нарушение ст. 32 ФЗ от 30.03.1999 № 52 ФЗ, п.2.1, 2.5, 4.1 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).

 

Основными нарушениями в сферах деятельности по производству и обороту пищевых продуктов являются:

  1. В организациях торговли:

Типичные нарушения СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические  требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»:

- для хранения и подготовки пищевых продуктов используются неприспособленные помещения (коридоры, складские помещения) (нарушение  п. 5.4 СП 2.3.6.1066-01);

- холодильное оборудование не оснащено термометрами для контроля температурного режима хранения пищевых продуктов, в специализированных помещениях (охлаждаемые камеры, складские помещения, хранилища для овощей, фруктов и т.д.) отсутствуют психрометры  для проведения контроля температурно-влажностного режима  хранения продуктов (нарушение п. п. 6.2 ,  6.4 СП 2.3.6.1066-01);

- допускается хранение  и реализация скоропортящихся продуктов при температуре не выше +6оС (нарушение п. 7.2 СП 2.3.6.1066-01);

- не сохраняются до конца реализации продуктов питания этикетки (ярлык) от тары поставщика (нарушение п. 7.4 СП 2.3.6.1066-01);

- не соблюдаются правила товарного соседства при хранении пищевых продуктов и нормы складирования (в холодильных камерах совместно хранятся готовые к употреблению пищевые продукты, полуфабрикаты и сырая продукция; хранение продуктов на полу без подтоварников (нарушение п.п. 7.6, 7.7, 7.8 СП 2.3.6.1066-01).

 

Типичные нарушения Технического регламента Таможенного союза  ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»:

- не соблюдаются условия хранения продуктов питания, установленные ее изготовителем (нарушение п. 12 ст.17 ТР ТС 021/2011);

- реализация продукции населению, не соответствующей по микробиологическим, органолептическим и физико-химическим показателям  (нарушение п. 1. ст.7 ТР ТС 021/2011 );

- несвоевременное прохождение сотрудниками предприятий медицинских осмотров (нарушение п. 10 ст.17 ТР ТС 021/2011).

 

Типичные нарушения Технического регламента Таможенного союза ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»:

- маркировка пищевой продукции не содержит полных сведений о товаре и изготовителе, о составе продукта, его пищевой ценности, о месте нахождения (месте регистрации) изготовителя  (нарушение ст. 4 ТР ТС 022/2011);

- нарушается маркировка на потребительской упаковке при фасовании пищевой продукции в отсутствии потребителя  (нарушение  п. 5 части 4.12 ст. 4  ТР ТС 022/2011).

 

Типичные нарушения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции»:

- реализация молочной продукции не соответствующей требованиям ТР ТС 033/2013 по физико-химическим показателям: по жирно-кислотному составу и количественному содержанию фитостеринов (нарушение приложения ТР ТС 033/2013).

 

-  нарушение Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,  Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в продаже находятся пищевые продукты с истекшим сроком годности.

 

2. В организациях общественного питания:

- некачественно и несвоевременно проводится уборка производственных  помещений (нарушение  п. 5.11 СП 2.3.6.1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»);

- не соблюдается поточность технологических процессов (нарушение п. 5.1 СП 2.3.6.1079-01);

-  отсутствуют туалеты для посетителей (в нарушение п. 3.14 СП 2.3.6.1079-01);

- оборудование и моечные ванны не  оборудованы локальными вытяжными системами с вытяжкой в зоне максимального загрязнения (нарушение п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01);

- нарушается режим обработки столовой посуды (нарушение п. 6.11 СП 2.3.6.1079-01);

- отсутствует маркировка на разделочном инвентаре (нарушение п. 6.5 СП 2.3.6.1079-01 );

- отсутствуют сопроводительные документов на продукты питания (нарушение абзаца 2 п. 7.8 СП 2.3.6.1079-01);

- маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции не сохраняется до полного использования продукта (нарушение п. 7.29 СП 2.3.6.1079-01);

- не проводится оценка качества приготовленных полуфабрикатов (нарушение п. 9.1 СП 2.3.6.1079-01);

 

Типичные нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей:

в  нарушение требований  Правил оказания услуг общественного питания утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036, ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению»:

Исполнитель не проводит контроль качества и безопасности оказываемых услуг.

Для приготовления блюд и кулинарных изделий  используются продукты, сырье не соответствующее требованиям нормативных документов без необходимой и достоверной информации о товаре, изготовителе.

В пользовании одни весы для сырой и готовой продукции.