О гигиенических требованиях к условиям работы с компьютерами в образовательных учреждениях

О гигиенических требованиях к условиям работы с компьютерами в образовательных учреждениях

Проблему использования компьютеров для образования и досуга детей гигиенисты изучают с тех пор, как в школьные программы стали вводить новый предмет «информатика». А с учетом того, что сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни школьника и в школе, и дома, бесконтрольное его использование может стать причиной самых различных расстройств со стороны физического и психического здоровья.

Самые главные факторы, способные оказать негативное влияние на здоровье детей и подростков, и стали предметом нормирования, которое предъявляется специалистами к использованию компьютерной техники и на которые должны обратить внимание и родители, и педагоги – это нагрузка на зрение, на опорно-двигательный аппарат, психическое воздействие и электромагнитные излучения различных спектров.

Для профилактики воздействия вредных факторов на организм ребенка существуют гигиенические требования к организации рабочих мест пользователей.

Не допускается размещение мест пользователей компьютерами во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

Площадь на одно рабочее место пользователей компьютерами с ВДТ (видеодисплейным терминалом) на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) должна составлять не менее 6 м2, с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м2.

При размещении рабочих мест расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5 - 0,7.Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева.

Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПК позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с персональным компьютером.

Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПК должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

В помещениях образовательных учреждений для детей и подростков, где расположены ПК, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата.

Защита временем воздействия состоит в исполнении физиологически обусловленных нормативов непрерывной работы у экрана ПК: для детей 5 лет – 10 минут, 6-10 лет – 15 минут, 11-12 лет – 20 минут, 13-15 лет – 25 минут, 16-17 лет – 30 минут. Время проведения компьютерных игр с «навязанным ритмом» не должно превышать 10 минут для обучающихся в II-Vклассах, и 15 минут для учащихся более старших классов.

Общая продолжительность работы с использованием ПК не должна превышать 2 ч в неделю, а непосредственные работы на ПК – не более 1 часа при соблюдении режима работы и мер профилактики.

В помещениях, оборудованных ПК, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПК.

Очень важно выявить и предотвратить неблагоприятное влияние компьютера на здоровье учащихся. Компьютер — не игрушка, а инструмент для полезной деятельности и служить должен на благо, а не во вред человеку.