О мерах по защите населения Курской области от последствий аварии на Чернобыльской АЭС

 

Есть события, о которых нельзя забывать и не только потому, что они привели к человеческим жертвам, принесли значительный экономический, политический и социальный ущерб стране, представляли прямую угрозу здоровью людей, но и потому, что эти трагические события резко обозначили острые проблемы, которые следует решать, чтобы такие они не повторялись, а последствия не были столь тяжелыми.

К таким событиям относится авария на Чернобыльской АЭС, которая произошла 26 апреля 1986 года. Чернобыльская авария, наиболее крупная в истории атомной промышленности, привела к беспрецедентному выбросу радиоактивных материалов в окружающую среду. МАГАТЭ охарактеризовало это событие как «величайшую ядерную катастрофу в истории человечества». В ликвидации аварии и её последствий  участвовали и подверглись повышенному радиационному воздействию почти 190 тысяч человек.  

В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС было загрязнено 4,5% территории Курской области (1324 кв. км).

Наиболее загрязненными оказались 166 населенных пунктов, расположенных в пяти северных районах Курской области, с населением 130641 человек. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 г. № 1582 «Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данные населенные пункты отнесены к зонам с льготно-экономическим статусом.

Работа по изучению и контролю доз облучения населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, санитарно-эпидемиологической службой области началась в 1986 году.  С помощью передвижной радиологической лаборатории  в период 1986-1989 гг. проводились измерения уровня внешнего гамма фона и определение плотности загрязнения почвы цезием-137. Результаты  исследований показали, что загрязнение почвы техногенными радионуклидами носили очаговый характер. Однако вся территория области была загрязнена радиоактивным йодом, который распался через десять периодов полураспада, т.е. в течение первых трех месяцев. В северных районах области радиоактивное загрязнение произошло за счет выпадения, в основном, цезия-137. Полученные данные были проанализированы и картографированы.

С целью определения уровней содержания цезия-137 и стронция-90 в продуктах питания местного производства санитарно-эпидемиологической службой области проводились исследования проб продукции личных и общественных подсобных хозяйств всех населенных пунктов, в том числе тех, которые в последствии вошли в перечень населенных пунктов, отнесенных к зонам проживания с льготно-экономическим статусом. В первую очередь обследовались населенные пункты с наибольшим количеством проживающего в них населения и преобладанием песчаных и супесчаных почв, с высокими коэффициентами перехода радионуклидов из почвы в пищевые продукты. Полученные результаты не выходили за рамки гигиенических нормативов. Также радиационный контроль проводился и за продукцией, поступающей из зон радиоактивного загрязнения Украины, Белоруссии.

Для более детального изучения ситуации на основании исследований пищевых продуктов и плотности загрязнения почвы цезием-137 регулярно проводятся расчеты среднегодовых эффективных доз облучения жителей загрязненных районов.

По итогам выполненных расчетов было установлено, что для всех населенных пунктов области среднегодовые эффективные дозы облучения (СГЭД90) не превышают 0,23 мЗв/год, что ниже гигиенического норматива более чем в 4 раза.

Следует подчеркнуть, что  в настоящее время во всех населенных пунктах Курской области, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения, вся производимая пищевая продукция (в том числе: продукция детского питания,  реализуемая в дошкольных и школьных учреждениях, продукция в торговой сети, а также такие виды продукции как хлеб и хлебопродукты,  овощи, фрукты и вода питьевая), соответствует гигиеническим нормативам.

Можно констатировать, что на сегодняшний день в результате работы по минимизации медицинских последствий аварии на Чернобыльской  АЭС в стране  в целом удалось решить целый ряд проблем:

- Создана нормативно-правовая база по большинству направлений преодоления последствий аварии.

- Организована  и  функционирует система радиационного контроля и мониторинга за продуктами питания, в том числе из личных хозяйств, питьевой водой, дозами облучения населения,  условиями труда, быта, отдыха.

- Проведена значительная работа по установлению годовых и накопленных доз облучения населения. Разработана методика оценки средних годовых доз облучения критических групп населения, в том числе с учетом оценки доз  различных (трех) возрастных групп детского населения.

- В районах, загрязненных радионуклидами, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания. Действует система социальной защиты пострадавшего населения.

- Создана система динамического наблюдения за влиянием воздействия малых доз на здоровье человека. Определены группы повышенного риска медицинских последствий аварии среди ликвидаторов и населения.

В настоящее время Управление Роспотребнадзора по Курской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области продолжает осуществлять радиационно-гигиенический мониторинг на территории области, в том числе и в загрязненных районах.

В настоящее время под руководством Администрации Курской области  сформирована межведомственная рабочая группа по проведению комплексного обследования населенных пунктов и территорий Курской области, расположенных в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Комиссией разработан «План мероприятий рабочей группы по проведению комплексного обследования населенных пунктов и территорий Курской области, расположенных в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС». Управлением Роспотребнадзора по Курской области проводится работа по установлению средних годовых эффективных доз (СГЭД) облучения жителей населенных пунктов Курской области, отнесенных к зонам радиоактивного загрязнения Курской области для включения в п. 12 Паспорта безопасности населенных пунктов.

По результатам работы межведомственной рабочей группы будут подготовлены паспорта безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Анализ результатов аварийного реагирования на Чернобыльской АЭС, был использован при планировании защиты населения Дальневосточных регионов страны в случае неблагоприятного для Российской Федерации развития аварии на АЭС «Фукусима».

Таким образом, уроки, извлечённые  из крупнейшей в мировой истории аварий на АЭС, позволяют продолжить работу над совершенствованием нормативно-методической и технической баз,  в целях развития безопасности при использовании атомной энергетики.