О мерах профилактики негативного влияния специфических факторов воздействия при использовании ПК

Дата публикации: пт, 19/04/2013 - 04:00

О мерах профилактики негативного влияния специфических факторов воздействия при использовании ПК

Проблему использования компьютеров для образования и досуга детей гигиенисты изучают с тех пор, как в школьные программы стали вводить новый предмет «информатика». Требовал внимания и тот факт, что в это же время компьютерная техника активно и наступательно стала входить в сферу развлечений детей – открывались многочисленные компьютерные салоны.

Предметом изучения и гигиенических обоснований для нормирования стали факторы, которые могли оказать негативное влияние на здоровье детей и подростков. Самые главные из них – это нагрузка на зрение, на опорно-двигательный аппарат, психическое воздействие и электромагнитные излучения различных спектров.

Человеческое зрение плохо приспособлено к считыванию информации с дисплея, так как изображение имеет меньший контраст и состоит из пикселей – дискретных точек. На глаза негативно влияет незаметное мерцание дисплея, блики. После занятий на компьютере – 25 % детей указывают на общее, а 40 %- на зрительное утомление. Чтение за компьютером гораздо сильнее напрягает зрение, чем чтение с обычных бумажных носителей. В этом плане вредным для ребенка может оказаться постоянное нахождение в сети Интернет, где ему приходится справляться быстрыми темпами с большими объемами текстовой информации. Самыми опасными для зрения оказываются компьютерные игры, так как мелкие детали и постоянно сменяющееся динамичное изображение очень сильно утомляют глаза за короткое время. При воздействии на детский развивающийся организм эти факторы оказываются более вредными, чем для взрослых. При несоблюдении мер профилактики потери остроты зрения составляют 0,5 диоптрий в год.

Нагрузка на опорно-двигательный аппарат состоит в том, что при работе за компьютером ребенок вынужден в течение продолжительного периода времени находиться в однообразной позе (сидячей), смотреть с одного и того же расстояния на экран монитора и одновременно с этим держать руки на мыши и клавиатуре или других средствах управления. В результате длительного пребывания ребенка в стесненной позе возникают нарушения не только костно-мышечной системы, но и кардио-респираторной зоны - затрудняется дыхание, нарушается кровообращение. Этому способствуют также ухудшение качества воздушной среды – повышение температуры, снижение относительной влажности воздуха, снижение содержания кислорода и т.д. Чувствительность растущего организма к этим нагрузкам также выше, чем у взрослых.

Огромно влияние компьютеров, в том числе негативное, на развитие детей. Как считают японские ученые, человек, основным увлечением которого до 20 лет были компьютерные игры, впоследствии будет обладать плохо развитой памятью, трудно поддаваться обучению и будет не способен подавлять собственные агрессивные импульсы.

Развлекательные игры могут сделать ребенка жестоким, враждебным и агрессивным, так как дети проецируют игру на реальность. Увлечение «войнушками» и «стрелялками» скрывает опасность. Для интеллектуальной деятельности необходима сила воли и терпение, а компьютер вырабатывает привычку к быстрому достижению цели. Через некоторое время дети не могут объяснить даже правила своей любимой компьютерной игры. Они легко осваивают новые компьютерные программы, но зачастую не могут сделать правильных решений и дать рациональное объяснение каких-либо вещей. Ребенок не может сосредоточиться во время подготовки домашних заданий, наблюдается ярко выраженная быстрота реакции.

По данным некоторых исследователей увлечение компьютерными играми в детском возрасте чревато серьезными нарушениями в развитии головного мозга. Приведем пример одного из множества проведенных исследований. Были обследованы две группы детей, перед которыми ставились принципиально разные цели. Одни занимались решением простейших математических задач, другие развлекались с помощью игровых приставок и компьютерных программ. После сравнения результатов выяснилось, что компьютерные игры слишком слабо загружают мозг, требуют от ребенка простейших реакций, стимулируют те зоны мозга, которые отвечают за зрение и движение, почти не затрагивая важные области. По прошествии длительного времени многие структуры мозга оказываются недоразвитыми.

При обследовании подростков, проводивших за игрой в «войнушку» более 2 ч, выяснилось, что во время опасных ситуаций части мозга, отвечающие за внимание, речь, движение, активизировались. Но эмоции у подростков отсутствовали, как будто они находились в виртуальной реальности. Просто произошло привыкание к насилию, компьютер послужил тренажером, он адаптировал человеческий мозг к негативным эмоциям и ситуациям.

Детские психологи предупреждают родителей о затягивающем влиянии компьютерных программ, которое, в свою очередь, может привести к агрессивности детей. В Японии и Англии доктора выявили синдром игровой эпилепсии, который сопровождается спазмами лицевых мышц, ухудшением зрения, головными болями. Этот синдром способствует развитию у ребенка враждебности, агрессивности, вспыльчивости и других негативных качеств и эмоций. Описываются случаи действия ПК на организм в течение 10–12 ч – это может привести к зависимости в тяжелой форме с симптомами наркотической ломки, учащенному сердцебиению, потливости, временному ухудшению (и даже потере) зрения, а также головным болям.

Электромагнитные поля, невидимы, поэтому их опасность кажется мифической. Однако, к сожалению, вредное влияние электромагнитного излучения, в том числе промышленной частоты, на здоровье детей сложно переоценить. Сравнительно с организмом взрослых негативное воздействие на растущий организм увеличивается в десятки раз – происходит нарушение работы иммунной, нервной, сердечно-сосудистой, репродуктивной и эндокринной систем. Выявляются такие расстройства нервной системы, как астенический синдром, нейроциркуляторная дистония, диэнцефальный синдром, нередко появляются жалобы на повышенную утомляемость, головную боль, головокружение, расстройства памяти, сна, имею место раздражительность, иногда плаксивость, вялость, подавленность.

С начала компьютеризации обучения санитарно-эпидемиологической службой проводилась большая работа по обеспечению санитарного законодательства - созданию гигиенических условий в компьютерных классах. За это время в подавляющем большинстве компьютерных классов учебные места оснащены современной техникой, параметры которой соответствуют гигиеническим нормативам по визуальным характеристикам мониторов и нормируемым параметрам электромагнитных излучений. Продолжается работа по оснащению учебных мест у ПК подъемно-поворотными креслами, регулируемыми по высоте и углам наклона сидения и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сидения.

Проверками компьютерных салонов, оснащаемых, как правило, списанной техникой, наша служба требовала исполнения их владельцами требований санитарного законодательства. Требовалось оградить детей от желания владельцев салонов паразитировать на здоровье детей – обязывала соблюдать нормативы времени пребывания детей у экранов ПК, нормативы уровней искусственной освещенности. Подавляющее большинство салонов прекратили свое существование, в том числе по материалам нашей службы, переданным в суды.

Однако, проблема профилактики неблагоприятного воздействия информационно-коммуникативных технологий на растущий организм переместилась в сферу быта. Компьютерная техника используется родителями для «воспитания» детей уже с дошкольного возраста. При этом не уделяется должного внимания ни качеству техники, ни освещению, ни подбору мебели по росту, ни режиму ее использования без ущерба для иных видов деятельности и здоровья. По данным опросов гигиенистов более половины детей использует компьютерную технику более двух часов в день, а 80% старшеклассников выходят в сеть Интернет в ночное время.

Проведенный специалистами санитарно-эпидемиологической службы анализ данных углубленных медицинских осмотров в школах показал, что нарушения зрения возрастают у детей за период школьного обучения с 5,9 до 16,5 на 100 осмотренных детей. Отмечается троекратный рост нарушений осанки, которые имеют 33 из 100 осмотренных детей, т.е. слабое развитие мышечного корсета не позволяет поддерживать правильную осанку. Впервые выявленная заболеваемость по классу болезней опорно-двигательного аппарата возросла у детей на 108%, у подростков – на 80%. «Вклад» в развитие столь негативных показателей здоровья неправильного, во вред здоровью, использования компьютерной техники детьми в быту занимает не последнее место.

В связи с изложенным в целях профилактики негативного влияния специфических факторов воздействия при использовании ПК следует выполнять следующие меры защиты:

1. Защита временем воздействия состоит в исполнении физиологически обусловленных нормативов непрерывной работы у экрана ПК: для детей 5 лет – 10 минут, 6-10 лет – 15 минут, 11-12 лет – 20 минут, 13-15 лет – 25 минут, 16-17 лет – 30 минут. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 минут для обучающихся в II-Vклассах, и 15 минут - для учащихся более старших классов.

Общая продолжительность работы с использованием ПК не должна превышать 2 ч в неделю, а непосредственные работы на ПК – не более 1 часа при соблюдении режима работы и мер профилактики.

2. Профилактика нарушений зрения и опорно-двигательной системы – подбор мебели по росту детей, обеспечение нормативной освещенности (в том числе в системе общего освещения). Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать:

- две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов);

- ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 550 мм;

- опору поверхностей для ПЭВМ или ВДТ и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети. Основание стояка следует совмещать с подставкой для ног;

- отсутствие ящиков;

- увеличение ширины поверхностей до 1200 мм при оснащении рабочего места принтером.

Высота края стола, обращенного к работающему с ПК должны соответствовать росту обучающихся в обуви: при росте 116-130 см - 52 см, росте 131-145 см- 58 см, росте 146-160 см – 64 см, росте 161-175 см- 70 см, выше 175 см – 76 см.

Конструкция рабочего стула должна обеспечивать:

- ширину и глубину поверхности сиденья не менее 400 мм;

- поверхность сиденья с закругленным передним краем;

- регулировку высоты поверхности сиденья в пределах 400 - 550 мм и углам наклона вперед до 15 град, и назад до 5 град.;

- высоту опорной поверхности спинки 300 +-20 мм, ширину - не менее 380 мм и радиус кривизны горизонтальной плоскости - 400 мм;

- угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах +-30 градусов;

- регулировку расстояния спинки от переднего края сиденья в пределах 260 - 400 мм;

- стационарные или съемные подлокотники длиной не менее 250 мм и шириной - 50 - 70 мм;

- регулировку подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 +-30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в пределах 350 - 500 мм.