О значимости соблюдения гигиенических нормативов при работе на компьютере для исключения негативного воздействия на здоровье школьника

О значимости соблюдения гигиенических нормативов при работе на компьютере для исключения негативного воздействия на здоровье школьника

На протяжении последних десятилетий в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее здоровье и успеваемость на уроках. Одним из факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье наших детей, является чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами.

В 2013г. Управлением Роспотребнадзора по Курской области совместно с комитетом образования и науки Курской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» проведено анкетирование школьников региона по оценке их «увлеченности» компьютером. Обработано 690 анкет, среди участников анкетирования 327 – мальчики, 363 – девочки. Анкетирование проводилось в 5-х, 7-х, 9-х, 11-х классах. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

Количество времени, проводимое детьми за компьютером/телевизором, зачастую существенно превышает установленные гигиенические нормативы: в будние дни «почти всё свободное время» за компьютером/телевизором проводят 14,6% опрошенных (из них 28,7% - пятиклассники, 19,8% - семиклассники, 24,8% - девятиклассники, 26,7% - одиннадцатиклассники); в выходные - 21,9% опрошенных (из них 25,8% - пятиклассники, 25,2% - семиклассники, 21,9% - девятиклассники, 27,2% - одиннадцатиклассники).

При этом необходимые перерывы делают далеко не все учащиеся (не делают перерывов вообще 23,9% опрошенных (из них 25,5% - пятиклассники, 22,4% - семиклассники, 21,2% - девятиклассники, 30,9% - одиннадцатиклассники).

Установлено также, что учащиеся готовы проводить за компьютером/телевизором любое время дня и ночи («чаще ночью» проводят за компьютером/телевизором 5,2% опрошенных (из них 13,9% - пятиклассники, 27,8% - семиклассники, 25% - девятиклассники, 33,3% - одиннадцатиклассники).

Большая часть опрошенных (58,6%) «чаще вечером, перед сном» проводит время за компьютером, хотя, при условии, что это компьютерные игры, проводить их перед сном по гигиеническим нормативам запрещается.

Следует отметить, что, согласно опросу, не все дети являются «поклонниками» компьютера: 3,8% опрошенных заявили, что не работают на компьютере, из них 35,3% - пятиклассники, 41,2% - семиклассники, 5,9% - девятиклассники, 17,6% - одиннадцатиклассники.

По результатам данного анкетирования хочется еще раз напомнить родителям, что компьютер (телевизор) не являются безобидными для ребенка и бесконтрольное время препровождение за ними обязательно негативно скажется на состоянии здоровья школьников, дошкольников.

Так, гигиенические нормативы предусматривают следующие нагрузки:

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:

· для обучающихся в I - IV классах - 15 мин;

· для обучающихся в V - VII классах - 20 мин;

· для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин;

· для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором - 20 мин.

Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

· для обучающихся в II - V классах не более 60 мин;

· для обучающихся в VI классах и старше - не более 90 мин.

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для учащихся II - V классов и 15 мин для учащихся более старших классов.

Общую продолжительность занятий с ПЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, реализующих образовательные программы с использованием ПЭВМ, организуемые в период школьных каникул, рекомендуется ограничить:

· для детей 7 - 10 лет одним занятием в первую половину дня продолжительностью не более 45 мин;

· для детей 11 - 13 лет двумя занятиями по 45 мин: одно - в первой половине дня и другое - во второй половине дня;

· для детей 14 - 16 лет тремя занятиями по 45 мин каждое: два в первой половине дня и одно во второй половине дня.

В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных каникул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуется проводить не более одного раза в день продолжительностью:

· до 10 мин для детей младшего школьного возраста;

· до 15 мин для детей среднего и старшего школьного возраста.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 минут.

Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

Занятиям с ПЭВМ должны предшествовать спокойные игры.

Не допускается одновременное использование одного ВДТ для двух и более детей независимо от их возраста.

С целью профилактики негативного влияния на орган зрения пребывания ребенка за компьютером/телевизором разработаны и утверждены рекомендуемые комплексы упражнений для глаз. Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Вариант 1

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 - 4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Вариант 2

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

Вариант 3

1. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, насчет 10 - 15.

2. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1 - 4, затем налево на счет 1 - 4 и прямо на счет 1 - 6. Поднять глаза вверх на счет 1 - 4, опустить вниз на счет 1 - 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 - 30 см, на счет 1 - 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 1 - 2 раза.

С другими комплексами упражнений физкультурных минуток, физкультурных пауз, профилактической гимнастики для дошкольников, направленными на профилактику утомляемости не только зрительного анализатора, можно ознакомиться в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (с дополнениями и изменениями) в Приложениях 9,10,11 (рекомендуемых).