Об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг

Дата публикации: чт, 07/11/2019 - 12:35

 

            Управление Роспотребнадзора по Курской области напоминает потребителям об основных правилах, которыми следует руководствоваться  при пользовании услугами микрофинансовых организаций.

 

            - Обязательно проверьте, входит ли организация в государственный реестр МФО на  сайте банка России или в специальном электронном справочнике. Будьте бдительны, опасайтесь мошенников!

            - Избегайте организаций, сотрудники которых хотят выдать вам кредит очень быстро, «не отходя от кассы». По закону при обращении за кредитом Вы имеете право знакомиться с условиями кредитного договора в течение пяти дней. За это время у вас есть возможность принять взвешенное решение, изучить памятки условия договора, посоветоваться с  близкими. Вы имеете право попросить выдать Вам подписанные индивидуальные условия кредитования.

            - К оформлению кредита подходите ответственно, с «холодной головой». Трезво оцените свои доходы и размер ежемесячного платежа по кредиту с учетом процентов. По закону максимальная процентная ставка по краткосрочному микрозайму сроком до 1 года составляет 1% в день. То есть переплата за 30 дней, составит 30%. Например, если вы решили приобрести телевизор за 50 000 рублей, то 15 000 рублей составят только проценты, а кроме них еще нужно вернуть и стоимость телевизора.

            - Не стоит надеяться, что сейчас вы возьмете немного «быстрых денег» под 1% в день, а потом сможете перезанять под «нормальные» проценты у друзей или в большом банке. Кредитная организация может Вам отказать в новом кредите без объяснения причин, а родственники и друзья в период распродаж или перед праздниками будут рады помочь только советом, а не деньгами.

            - Никогда не оформляйте микрокредит под залог имущества. Если Вы оформите кредитный договор с залогом имущества, Вы можете его потерять, если не сможете вносить платежи по кредиту с учетом высоких процентов вовремя.

            - Избегайте дополнительных услуг. Внимательно прочитайте индивидуальные условия кредитования, убедитесь, что в них нет страховых, юридических, консультационных, медицинских или иных услуг, никак не связанных с оформлением кредита. Иначе Вы можете столкнуться с ситуацией, когда Вам выдадут займ на 20000 рублей, из которых 2 000 рублей сразу пойдут на оплату дополнительной услуги.

            - Не подписывайте документ, в котором есть информация о том, что Вы согласны с условиями и тарифами, если вы эти тарифы и условия не видели или не получили их на руки в печатном виде. Эти условия являются неотъемлемой частью договора и должны входить в Ваш комплект документов. Если данные об условиях и тарифах «размещены где-то на сайте», или «находятся в главном офисе компании», то их необходимо изучить особенно тщательно.

            С информационными материалами, которые составлены специально для потребителей, можно ознакомиться на сайте совместного с Роспотребнадзором проекта Хочу.Могу.Знаю.

            Среди причин, которые в целом приводят к возникновению проблем на рынке финансовых услуг и возникновению рисков для потребителя:

            - недостаточное финансовое планирование, включая отсутствие дополнительных источников погашения микрозаймов, помимо заработной платы;

            - непонимание рядом потребителей, что микрозаймы не предназначены для долгосрочных финансовых потребностей, которое не способствует поиску альтернативных вариантов заимствований;

            - неправомерное использование персональных данных заемщиков в сети «Интернет»;

            - растущее количество нелегальных игроков рынка микрофинансирования, превышающее число легальных МФО в три раз и ряд других причин.

                        Напоминаем, получить консультацию по вопросам  защиты прав потребителей в сфере кредитования граждане могут, позвонив на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по Курской области по телефону (4712) 58-71-86. Обращаем внимание также,  что в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей в круглосуточном режиме работает горячая линия Роспотребнадзора по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26.

           

            Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека со ссылкой  на Аналитический центр Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), который составил портрет типичного потребителя «займа до зарплаты», приводит  данные исследования:

            Согласно результатам исследования, потребителя микрозайма «до зарплаты» можно описать как среднестатистического россиянина со стандартным набором финансовых продуктов и услуг: кредитные и дебетовые карты, кредиты и займы. Основным источником его дохода является заработная плата. При этом основные расходы состоят из трат на услуги ЖКХ, продукты и лекарства, обслуживание машины, расходов на детей, оказания финансовой помощи родственникам. Также большинство потребителей микрозаймов считают, что финансовое положение их семьи среднее и ниже среднего.

            Исследование показало, что цели оформления подобных займов напрямую связаны с экономическим положением региона. Так, в Москве микрозаймы «до зарплаты» в основном приходятся на покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), в регионах – для погашения долгов и кредитов, а также на нужды первой необходимости (продукты питания) и лечение. Женщины пользуются такой услугой в 1,8 раза чаще, чем мужчины.

            В исследовании зафиксировано, что у четверти заемщиков (26%) размер микрозайма «до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% - в 1,5 раза и у 15% - в 2 раза и более), у трети (33%) - превышает половину ежемесячного дохода. Как правило, у клиентов МФО уже есть кредит в банке: в Москве такая цифра составляет 58% респондентов, в то время как в регионах – 25-28%.

            Большинство заемщиков знают дневную процентную ставку по своему займу. Однако, в целом, уровень финансовой грамотности заемщиков достаточно низкий:

            · 54% потребителей услуг МФО не в курсе годовой процентной ставки по своему займу;

            · 54% потребителей не проводят анализ условий предоставления той или иной финансовой услуги в различных компаниях на постоянной основе;

            · больше половины потребителей в той или иной степени не понимают условий договора займа;

            · 70% потребителей не ведут постоянный учет всех доходов и расходов;

            · 18% потребителей считают, что можно не отдавать заем;

            · более 60% потребителей не предпринимают никаких активных действий по сбережению или инвестированию средств.

Категория документа: