Особенности продажи пищевых продуктов дистанционным способом

В последние годы дистанционная торговля набирает все большую популярность, а в период пандемии Covid 19 покупки онлайн стали востребованы еще больше. На сайтах крупных торговых супермаркетов и ресторанов есть возможность доставки продуктов питания на дом. При этом покупка пищевых продуктов дистанционным способом практически ничем не отличается от обычной розничной купли-продажи. Исключением является продажа алкогольной продукции.

Необходимо знать, что дистанционный способ продажи товаров регулируется в частности ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12. 2020 г. № 2463 (далее – Правила).

При продаже товаров дистанционным способом у потребителя нет возможности ознакомиться ни с самим товаром, ни с образцом товара до момента его получения. Кроме того, при совершении сделки обе стороны не встречаются лицом к лицу.

Согласно п. 19 Правил, юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом на территории Российской Федерации, обязаны указывать полное фирменное наименование (наименование), основной государственный регистрационный номер, адрес и место нахождения, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Российской Федерации и осуществляющие продажу товаров дистанционным способом продажи товара на территории Российской Федерации, обязаны указывать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети «Интернет» (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии).

Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя - любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа, либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформление заказа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором розничной купли-продажи (п. 20 Правил).

Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать сведения, предусмотренные ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки»:

- наименование пищевой продукции, состав, количество;

- дату изготовления,  срок годности;

- условия хранения пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

- наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции;

- рекомендации и (или) ограничения по использованию;

- показатели пищевой ценности, сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО);

- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами не допускаются для реализации населению:

а) пищевая продукция без товаросопроводительных документов;

б) пищевая продукция, не соответствующая органолептическим показателям;

в) негерметичные, деформированные, консервы и банки с признаками бомбажа и микробиологической порчи;

г) позеленевшие клубни картофеля;

д) размороженная и в последующем повторно замороженная пищевая продукция;

е) пищевая продукция с истекшими сроками годности;

ж) пищевая продукция без маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов;

з) не выпотрошенная птица (за исключением дичи), яйца с загрязненной скорлупой, с пороками и дефектами, утиные и гусиные яйца, продукты домашнего приготовления и бахчевые культуры частями и с надрезами.

Если потребителю дистанционным способом продан товар ненадлежащего качества, применяются последствия, предусмотренные ст. ст. 18 - 24 Закона «О защите прав потребителей» (п. 5 ст. 26.1 Закона).

Продавец   должен информировать   потребителя   о форме   и способах   направления претензий. В противном случае потребитель это может сделать в любой форме и любым способом.

В случае, если спорная ситуация  в связи с продажей товара ненадлежащего качества между потребителем и продавцом не будет урегулирована в порядке претензионного общения, имущественный спор может быть разрешен только судом (п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации).