Права потребителей при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств

Дата публикации: чт, 14/05/2015 - 03:00

Права потребителей при оказании услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств

Законодательное регулирование взаимоотношений потребителей с исполнителями услуг по ремонту автомобилей осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 N290.

Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Эта информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать: перечень оказываемых услуг, сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ), цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы, гарантийные сроки, если они установлены, сведения о сроках выполнения заказов.

При сдаче автомобиля в ремонт, прежде всего, необходимо проследить за правильным оформлением документов. Согласно п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее – Правила), договор с потребителем должен заключаться в письменной форме. Наиболее распространенным формуляром является заказ-наряд, но это не исключает использования и иных бланков, лишь бы в них были отражены все необходимые условия.

Если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п. 2 ст. 159 Гражданского кодекса РФ далее - ГК, п. 17 Правил). В принципе, это относиться не только к таким видам работ (услуг) как мойка, диагностика, подкачка шин, и к любым другим, выполнение которых происходит в присутствии заказчика. В таком случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека, и т.п.

Договор, заключенный в письменной форме (заказ - наряд, квитанция или иной документ) должен содержать следующие сведения:
а) фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации - исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) дата приема заказа, сроки его исполнения. В случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ). По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
д) марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;

е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
з) перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
и) гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
к) должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя;
л) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Статьей 28 Закона «О защите прав потребителей» установлена ответственность исполнителя за нарушение срока выполнения работы в виде неустойки - 3% от стоимости работы за каждый день просрочки (час, если срок определен в часах). Что касается условий о снятии с исполнителя ответственности за недостатки работы, обнаруженные после истечения гарантийного срока, то потребитель все равно будет иметь законное право предъявить требования об их устранении в разумный срок в пределах двух лет.

Вместе с заказ-нарядом оформляется акт сдачи-приемки. Правильное оформление акта сдачи-приемки позволяет избежать спора о состоянии автомобиля после ремонта. Чтобы исполнитель не смог избежать ответственности за царапины и вмятины на авто, появившиеся после ремонта, в акте необходимо указать, что автомобиль внешних дефектов не имеет, а также отразить его комплектность (коврики, магнитола, колонки, аптечка, домкрат и т.д.).

Права потребителя при обнаружении недостатков выполненных работ устанавливаются ст. 29 Закона РФ О защите прав потребителей.

Так, если работы были выполнены некачественно, можно требовать у исполнителя работ:

· безвозмездно устранить недостатки; выполнить работы повторно; уменьшить стоимость работ;

· возместить расходы, произведенные на устранение недостатков работ в другом автосервисе или своими силами;

· в случае обнаружения существенных недостатков - полностью возвратить все уплаченные суммы и возместить все понесенные убытки.

В данном случае рекомендуем обратиться с претензией к исполнителю, если права потребителя не будут удовлетворены в добровольном порядке, спор может быть разрешен только судом.

В соответствии со ст. 17 п. 2 Закона и со ст. 28, ч. 7 и 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора на ремонт автомобиля. Согласно ст. 17 п. 3 Закона и ст. 89 ГПК РФ при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.