8 ноября – Всемирный день качества. Об итогах надзора по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2018 г.

 

Всемирный день качества (World Quality Day) — ежегодное мероприятие, проводимое во многих странах мира во второй четверг ноября, начиная с 1990 года. Инициатором учреждения дня качества является Европейская организация качества (ЕОК) (European Organization for Quality, EOQ) при поддержке ООН. Целью Всемирного дня качества является повышение значения высокого качества продукции и услуг, а также привлечение внимания к проблемам качества в преломлении к степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.

Обеспечение потребителей качественными и безопасными товарами, возможностью их правильного выбора является важнейшим условием соблюдения прав потребителей во всем мире. Надлежащее качество товаров и услуг — это то, чего вправе требовать покупатель как участник потребительского рынка и что обязан обеспечить для потребителя продавец. Защита потребительских прав граждан – одно из основных направлений деятельности службы Роспотребнадзора.

За 9 месяцев 2018 года Управлением Роспотребнадзора по Курской области проведено 327 проверок по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, в том числе 306 - по контролю качества и безопасности товаров для жизни, здоровья, имущества потребителей.

97% проверок оказались результативными: специалистами Управления выявлено более 1000 различных нарушений Закона «О защите прав потребителей» и иных нормативных документов, в том числе требований технических регламентов.

Специалистами отдела по защите прав потребителей Управления проинспектировано  более 4000 партий товаров. Изъято из оборота 1257 партий продукции ненадлежащего качества и без сопроводительных документов – на общую сумму более 2 млн. рублей, в том числе 983 партии некачественной пищевой продукции объёмом 2,2 тонн.

В суды направлено 100 материалов об административных правонарушениях. За реализацию товаров без маркировки судами, по материалам специалистов отдела защиты прав потребителей, вынесено 81 решения о привлечении к административной ответственности виновных лиц. В том числе принято 58 судебных решений о конфискации предметов административного правонарушения (пищевая продукция, табачные изделия).

За 9 месяцев рассмотрено 997 обращений на нарушения в сфере защиты прав потребителей, что составило 48% от общего числа обращений, поступивших в Управление.

Анализ структуры обращений граждан показывает, что наиболее проблемными секторами рынка потребительских услуг в Курской области явились услуги в сфере розничной торговли, связи, бытового обслуживания, ЖКХ и банковского сектора.

10 обращений поступило в виртуальную приемную Государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей, по всем обращениям даны подробные разъяснения.

За 9 месяцев 2018 года в суды Курской, Белгородской, Брянской, Ярославской, Калужской, Оренбургской областей и Краснодарского края направлено 29 исков в защиту неопределенного круга лиц по фактам реализации в розничной торговой сети пищевых продуктов ненадлежащего качества, на данный момент рассмотрено 18 исков и все они удовлетворены.

Так, например, Управлением направлялся иск в защиту неопределенного круга лиц к предприятию, осуществляющему на территории Курской области производство колбасной продукции без информации о дате изготовления пищевой продукции. Своим решением суд обязал юридическое лицо прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц и маркировать потребительскую упаковку в соответствии с требованиями ТС ТР 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

В судебном порядке был рассмотрен и удовлетворен иск Управления в защиту неопределенного круга лиц в отношении хозяйствующего субъекта, производящего кондитерские изделия на территории Оренбургской области, которые реализовывались в торговой сети г.Курска без информации о сроке годности. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц при производстве кондитерских изделий, связанные с отсутствием на маркировке необходимой информации для потребителя, обеспечивающей возможность его правильного выбора.

В течение 9 месяцев реализовывался комплекс превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, проводились консультации потребителей и предпринимателей в Общественной приемной Управления, в рамках дней открытых дверей и телефонных «горячих линий», семинары с работниками торговли и сферы обслуживания.

Актуальные вопросы защиты прав потребителей выносились на обсуждение в повестках дня публичных слушаний, ежеквартально проводимых Управлением при участии специалистов профильных комитетов администрации региона, общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества, предпринимателей.

Напоминаем, что потребители при помощи государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей: zpp.rospotrebnadzor.ru  в режиме онлайн могут получить ответы на многие вопросы в различных сферах торговли и услуг, с которыми может столкнуться потребитель, скачать образцы исковых и претензионных заявлений, получить разъяснения по наиболее распространенным ситуациям, ознакомиться с продукцией, не соответствующей обязательным требованиям, получить сведения о любом магазине, кафе, аптеке – не выявлялись ли там надзорными органами какие-либо нарушения.

Если у потребителей после ознакомления с материалами сайта остались вопросы, то он может обратиться в "Виртуальную приемную".

Роспотребнадзором открыта круглосуточная «горячая линия» по вопросам нарушения прав потребителей финансовых услуг (телефон – 8 800-100-29-26). Телефон «горячей линии» в Курске (4712) 58-71-86.