Региональная программа по защите прав потребителей как составная часть государственной политики

Региональная программа по защите прав потребителей как составная часть государственной политики

На коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрен вопрос о практике принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей в субъектах Федерации.

Коллегия отметила, что опыт принятия и реализации региональных программ по защите прав потребителей, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, позволяет сделать вывод об эффективности такого подхода и необходимости дальнейшего применения и совершенствования существующих механизмов государственной и общественной защиты потребительских прав граждан на региональном уровне. Разработка комплекса соответствующих мероприятий для каждого конкретного региона позволит подчеркнуть их значимость и обеспечить эффективное взаимодействие и сотрудничество исполнителей – участников системы защиты прав потребителей, которыми являются как федеральные органы государственной власти, так и органы государственной власти субъектов, местного самоуправления, а также институты гражданского общества. Их совместные действия должны быть направлены на решение конкретных задач и достижение общей цели - повышения качества и уровня жизни населения в регионе и в целом в стране.

В 2012 году региональные программы по защите прав потребителей уже реализовывались десятью субъектами Российской Федерации: Республикой Башкортостан, Кабардино-Балкарской Республикой, Амурской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Нижегородской, Новгородской, Ростовской, Костромской областями.

В течение минувшего года приняты региональные программы по защите прав потребителей в трех субъектах РФ, из них впервые – в Республике Татарстан и Карачаево–Черкесской Республике, и одна, в Ленинградской области, была принята взамен реализованной.

Анализ работы показал, что указанные целевые программы, при максимальной мобилизации необходимых ресурсов, являются эффективным механизмом, способствующим организации и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на муниципальном и региональном уровнях.

Организация превентивного подхода, направленного на предупреждение нарушений прав потребителей, и применение конкретных действенных мер в рамках реализации региональных целевых программ, в целом направлены на успешную реализацию государственной политики в данной сфере.

Таким образом, региональные программы по защите прав потребителей являются действенным дополнительным ресурсом, направленным на повышение правовых гарантий основных прав граждан, обеспечивая доступность правовой помощи потребителям на муниципальном уровне (что в том числе способствует повышению уровня социального обеспечения пожилых людей, инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, малоимущих и социально незащищенных слоев населения); служат источником оказания государственной поддержки деятельности общественных объединений.

Программы способствуют проведению согласованной потребительской политики, созданию условий для экономического развития местных товаропроизводителей, в том числе по выпуску качественной и конкурентоспособной продукции, формированию общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих прав, являются составной частью социально-экономической политики региона.

В целях оптимизации деятельности по разработке, принятию и эффективной реализации региональных программ по защите прав потребителей, обеспечения координации деятельности по дальнейшему формированию и совершенствованию на региональном уровне эффективной системы защиты потребительских прав граждан, коллегией принято решение считать осуществление координации взаимодействия территориальных органов Роспотребнадзора с территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, общественными объединениями потребителей, в том числе в рамках реализации региональных программ по защите прав потребителей, одним из основных приоритетов деятельности Роспотребнадзора в 2013 году.

Управлением Роспотребнадзора по Курской области в настоящее время подготовлена и направлена в органы региональной власти Курской области информация с предложением об организации взаимодействия по принятию региональной программы по защите прав потребителей.